Китай помогал Северной Корее разрабатывать ядерное оружие и в прошлом году усилил свою поддержку Пхеньяна вместо того, чтобы оказывать давление на режим с требованием приостановить деятельность, связанную с ядерным оружием и ракетами, утверждается в докладе, составленном для конгресса США.
В финальном проекте доклада комиссии по безопасности в американо-китайских экономических отношениях (U.S.-China Economic Security Review Commission) также говорится, что китайские государственные компании продолжают угрожать национальной безопасности США, экспортируя оружие врагам США в Азии и на Ближнем Востоке.
Доклад основан на публичных показаниях и засекреченных докладах разведки, которые были предоставлены членам и сотрудникам комиссии. В докладе администрация Буша подвергается косвенной критике за то, что она не оказывает давление на Пекин с тем, чтобы он присоединился к возглавляемым США программам ядерного нераспространения, а конгресс призывают предпринять действия, чтобы заставить администрацию делать больше.
"Китай внес, по крайней мере, косвенный вклад в северокорейскую ядерную программу", - подчеркивается в докладе. Составители указывают, что Китай был "основным поставщиком" для пакистанской программы разработки ядерного оружия.
Изданию The Washington Times удалось ознакомиться с копией финального проекта доклада, который формально будет обнародован в следующем месяце. Ее предоставили помощники конгресса. Конгресс создал эту комиссию в 2000 году, пригласив независимых экспертов с тем, чтобы они проанализировали влияние американо-китайских отношений на безопасность и экономику.
Северная Корея получала ядерные продукты, которые поставляла тайная пакистанская сеть во главе с пакистанским ученым А. Ханом, отмечается в четвертом ежегодном докладе комиссии. Было выявлено несколько связей между Пакистаном и программой вооружений Северной Кореи.
Незасекреченная версия доклада не включает детализированные сведения о поддержке Китаем Северной Кореи, однако в ней подчеркивается, что Китай и в прошлом помогал Северной Корее в разработках оружия.
По словам чиновников американской разведки, подставные северокорейские компании свободно действуют в Китае и использовали Китай как транзитный пункт в торговле ракетами и ядерными компонентами.
В 2002 году американские чиновники назвали имя одного из северокорейских агентов по закупкам - Юн Хочин, который, работая в Шэньяне в Китае, пытался закупить в Германии металлические стержни для применения в ядерной сфере. Он представлялся сотрудником китайской авиастроительной компании Shenyang Aircraft Corp.
Кроме того, сотрудникам американской разведки в Ливии после того, как Триполи согласился демонтировать свою ядерную программу, удалось найти документы на китайском языке о том, как сконструировать небольшую ядерную боеголовку для ракеты.
Правительство Китая не объяснило, как документы о создании боеголовки оказались в Ливии. Американские чиновники полагают, что, вероятно, эти документы были проданы Ливии сетью Хана, а также переданы Ирану и Северной Корее.
Относительно того, что Китай не давил на Северную Корею, комиссия отмечает, что Китай отказался оказывать экономическое давление, а вместо этого "в действительности усилил свое содействие и торговые связи с Северной Кореей".
Известие об этом докладе поступило на фоне того, как на прошлой неделе Китай отказался присоединиться к Инициативе по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения (Proliferation Security Initiative, PSI), которую администрация Буша надеется использовать в продвижении в СБ ООН резолюций, нацеленных на прекращение северокорейской торговли незаконными товарами в оружейной области.
Во время последнего визита госсекретаря Кондолизы Райс Пекин отклонил призыв присоединиться к американской инициативе. Этот отказ вызывает вопросы о том, будет ли Китай сотрудничать с международным сообществом в поддержании эмбарго на оружие и технологии в отношении Северной Кореи.
Чиновники администрации выступали с похвалой в адрес Китая за то, что он поддержал усилия США по сворачиванию северокорейских программ вооружений. Однако новый доклад дает четко понять, что сотрудничество Китая носит ограниченный характер.
В докладе говорится, что китайские компании и государственные организации "продолжают поставлять оружие, оружейные компоненты и военные технологии", нарушая обязательства Китая по ряду международных договоров о нераспространении.
Трансферы оружия "вредят региональной безопасности в Восточной Азии и на Ближнем Востоке", указывается в докладе.
Также составители озвучивают вопросы о том, готов ли Китай разделить ответственность за действия в направлении глобального мира и стабильности. Выполнение Пекином обязательств по ВТО "происходит урывками и пробуксовывает".
"И очевидная готовность Китая ставить свои собственные энергетические потребности выше потребностей международной безопасности свидетельствует о том, что страна еще не готова или не хочет принять на себя бремя государства-посредника", - подчеркивается в докладе.
Согласно представленным рекомендациям, конгресс должен предпринять шаги для оказания давления на Китай с тем, чтобы он присоединился к PSI, а также на президента Буша с тем, чтобы он заставил Китай проводить морские и наземные инспекции товаров, связанных с оружием, которые поступают в Северную Корею и отбывают из нее, как того требует резолюция СБ ООН номер 1718.
Доклад рекомендует ужесточить санкции в отношении китайских компаний, задействованных в торговле незаконным оружием, и призывает конгресс потребовать от президента предоставления регулярных отчетов о том, какие действия предпринял Китай для сворачивания северокорейской и иранской ядерных программ.