Россия откровенно стремится обзавестись сферой влияния - но ей это удается только насильственными средствами, поскольку для восточноевропейских стран российская модель развития непривлекательна, утверждает Славомир Дебский, директор Польского института международных отношений, на страницах The International Herald Tribune. "Причем, чем больше Россия применяет силу, тем меньше у нее шансов на обретение сферы влияния", - пишет он.
Ссылаясь на высказывание Медведева "Невозможно сказать, что у России как бы один путь, а у соседей - другой", Дебский утверждает, что Россия претендует на право частично определять внешнюю политику бывших республик СССР и направление их внутриполитического развития.
"Для этого она пользуется понятием "сфера привилегированных интересов", которое впервые появилось в языке российской дипломатии еще в 1939-м году", - пишет автор, подчеркивая, что Москва вернулась к таким претензиям после войны с Грузией.
В то же самое время российские лидеры твердят, что хотят создать многополярный мир, где сфера интересов Москвы была бы порождением неподдельной притягательности российской цивилизации, пишет Дебский.
"Но что привлекательного в генералах, которые угрожают соседям, или в назначенных Кремлем баронах, которые торгуют нефтью и газом и грозятся перекрыть вентиль?" - вопрошает автор.
По мнению Демского, "мюнхенская речь" Путина в 2007 году знаменовала разрыв вербалього общения России с остальным миром, а российско-грузинская война - разрыв связей на деле. В изначальном списке внешнеполитических приоритетов Медведева на первом месте стояло международное право, напоминает автор, но после грузинской войны иерархия перевернулась: высшее значение приобрела сфера интересов России.
Дебский задается вопросом, какими средствами Россия будет добиваться своих целей? И отвечает: "Россия не способна никого привлечь к себе по-хорошему, так как мало что может всем предложить. Ее модель развития зиждется на тесных отношениях между сферами политики, бизнеса и преступности".
"В Восточной Европе модель развития ЕС и НАТО ассоциируется с надеждами на эффективное, благоволящее своим гражданам государство, которое не представляет угрозы ни для собственного населения, ни для соседей", - пишет Дебский. Как он полагает, если ЕС и НАТО не утратят способности экспортировать свободу, российские мечты о восточноевропейской сфере влияния не осуществятся никогда. Следовательно, ЕС и НАТО следует выработать общую политику в отношении России и не бояться этой страны.