"В феврале 2016 года, после нескольких десятилетий, в течение которых он получал прибыльные гонорары от иностранных клиентов, Пол Манафорт оказался в переломной точке", - пишет журналист The New York Times Кеннет П. Вогел. "Он уже терял надежду на получение миллионов долларов, которые задолжала ему украинская партия, ориентированная на Россию, а также пытался помочь своему зятю со спасением неудачных инвестиций в недвижимость. Кроме того, он жаждал в последний раз попробовать себя на американской политической арене", - утверждает издание.
Манафорт считал, что все его проблемы решит трудоустройство в избирательный штаб Трампа. Под руководством Манафорта Трамп сделался кандидатом от Республиканской партии, сплотил вокруг себя значительную часть ее истеблишмента и сформулировал стратегию, которая привела его в Белый дом. Но именно эта работа подготовила почву для краха Манафорта, считает издание. Его работой консультанта за рубежом заинтересовались американские правоохранители и комитеты Конгресса, расследующие предполагаемый сговор между приближенными Трампа и Россией.
По словам источников, Манафорт задолжал адвокатам миллионы долларов, некоторые друзья и деловые партнеры отвернулись от него. В понедельник "американский спецпрокурор Роберт С. Мюллер предъявил Манафорту и его давнему заместителю Рику Гейтсу обвинения в нарушениях законов о лоббизме, налогах и банковском деле, предпринятые, чтобы скрыть более 75 млн долларов - их доход от работы в политической сфере на Украине", напоминает издание. По словам автора, обвинения восходят к услугам, которые Манафорт и Гейтс оказывали, как минимум, с 2006 по 2015 год "украинским политикам и партиям пророссийской ориентации".
"Он мог бы по-прежнему руководить кампаниями для всяких там Януковичей, и никого бы это не волновало, - сказал Эктор Т. Ойос, один из ближайших друзей и деловых партнеров Манафорта. - Но он взялся за кампанию Трампа, потому что считал, что страна идет не туда, и хотел что-то изменить". Ойос добавил: если бы события не приняли дурной оборот, "для Пола это была бы колоссальная удача в бизнесе".
И все же Манафорт "не жалеет, что пришел работать в штаб Трампа", заявил Ойос. "Он жалеет, что выполнял работу, которой занимался на Украине", - добавил он.
Издание замечает, что в молодые годы Манафорт и его коллеги-политтехнологи по кампаниям Рейгана - Чарльз Р. Блэк-мл. и Роджер Дж. Стоун-мл. - "стали костяком консалтингово-лоббистского отряда нового типа, который выгодно претворял связи, созданные во время кампаний, в крупные контракты с американскими фирмами и иностранными группами интересов, которые стремились подольститься к администрации Рейгана". Манафорт, Гейтс и другие американцы крупно зарабатывали, обслуживая зарубежных "клиентов, репутация которых омрачена коррупцией или авторитаризмом, либо тех, чьи интересы не всегда совпадали с интересами США", пишет автор.
"На протяжении почти всего последнего десятилетия главным направлением деятельности Манафорта была Украина. Ему в заслугу вменяют то, что он возродил карьеру Януковича и разрекламировал его на Западе в качестве лидера-прагматика, способного привести страну в Евросоюз. Но в 2014 году правительство Януковича пало, а он бежал в Россию после того, как его силы безопасности жестоко подавляли уличные протесты против коррупции его правительства и разворота к Москве", - говорится в статье.
Манафорт продолжал консультировать Оппозиционный блок, который газета называет "партией, дружественной к России". "Примерно в то же время Манафорт начал брать кредиты под залог недвижимости, которая, как утверждается в обвинительном заключении от понедельника, была куплена на деньги, отмытые через зарубежные счета от его деятельности на Украине. Похоже, он потратил, как минимум, часть денег, пытаясь спасти инвестиции в недвижимость, которыми руководил его зять Джеффри Йохай", - говорится в статье.
Издание отмечает: согласно его служебной записке, Манафорт был готов работать на Трампа бесплатно. Трамп и его семья стали воспринимать его как ценного человека.
Но американские СМИ заинтересовались его работой и знакомствами на Украине. The New York Times объявила, что в гроссбухе партии Януковича были зафиксированы 12,7 млн долларов, отложенные на "платежи наличными мимо кассы" для компании Манафорта. По данным газеты, Манафорт уверял других руководителей штаба, что эту историю педалируют союзники Хиллари Клинтон, но все же был уволен.
"Однако, по словам сотрудников штаба, Манафорт вплоть до дня выборов продолжал обсуждать стратегию с высшими руководителями штаба. А в период перед инаугурацией Трампа он позвонил Райнсу Прибусу, тогдашнему главе аппарата президента, чтобы опровергнуть досье с упоминанием своего имени, написанное бывшим офицером британской разведки. В досье утверждалось, что Манафорт руководил "хорошо развитым сговором о сотрудничестве" между штабом Трампа "и российским руководством", а также что Янукович проинформировал президента Путина, что распорядился о "существенных платежах-откатах" Манафорту. Эти утверждения - "чушь", сказал Манафорт Прибусу, по словам некого лица, осведомленного об этом звонке", - говорится в статье.