Дело Pussy Riot привело Россию в смятение, пишет иностранная пресса. Если либерально настроенный класс рассматривает Pussy как символ протеста против политической системы, то другая Россия, представляющая путинский электорат, считает это покушением на традиционную систему ценностей. Столкновение лагерей подогревают провокации с обеих сторон, а религия здесь сыграла роль "бикфордова шнура", полагают обозреватели.
"После приговора Pussy Riot поборники христианства бунтуют в Москве" - констатирует The New York Times. "Очевидно, ободренная вынесенным в этом месяце участницам российской панк-группы Pussy Riot жестким приговором, кучка консервативных православных активистов устроила на этой неделе серию дерзких нападений на либерально настроенных москвичей, причем все они были тщательно документированы и вывешены в интернете", - пишет обозреватель Роберт Мэки.
Во вторник поборники православной культуры ворвались в музей секса, директор которого провел акцию в поддержку Pussy Riot, и оставили там кирпич и угрожающее послание сотрудникам, сообщает издание. Накануне этой выходки православные активисты ворвались в московский Teatr.doc во время представления "документальной пьесы" о суде над Pussy Riot, выкрикивая: "Покайтесь!" и "Почему вы ненавидите русский народ?". А на днях в Казани были убиты две женщины, и на стене кровью жертв был написан слоган "Free Pussy Riot", на что православные активисты отреагировали новой порцией нападок в адрес панк-группы.
"В четверг автор постов в твиттер-аккаунте Pussy Riot обвинил Кремль в том, что он играет с огнем, вводя религиозных активистов в исступление", - отмечает автор статьи.
Спустя две недели после оглашения приговора дело Pussy Riot продолжает будоражить российское общество, отмечает на страницах The New Republic журналистка Юлия Иоффе.
Как напоминает издание, после того как на Украине и в России начался "крестоповал", протоиерей Чаплин предрек: те, кто сегодня валит кресты, могут переключиться на убийства. Четыре дня спустя произошло убийство в Казани, а в Петербурге неизвестный зарезал мужчину и положил ему на лицо икону.
"В реальности дело Pussy Riot лишь акцентировало трения между разными культурными слоями российского общества", - полагает автор. Усиливается критика в адрес РПЦ, которая роскошествует, ведет себя все "нахальнее" и уже воспринимается как "кремлевская франшиза". Участники митингов начали причислять Церковь к своим врагам.
Но поддержка Путиным Церкви - несомненно, один из устоев его популярности. Воинственно-антизападная, антилиберальная риторика Церкви импонирует путинскому электорату - "жителям небольших бедных городов, которые религиозны, настроены консервативно и националистически", полагает автор. "В условиях нарастающей экономической и политической напряженности эти две России неминуемо должны были схватиться. И, как всегда, религия стала простым, хорошо горящим "бикфордовым шнуром", - замечает автор.
Дело Pussy Riot привело Россию в смятение, пишет Le Monde. Если креативный класс рассматривает Pussy как символ протеста, то другая Россия, патриархальная и консервативная, считает их ведьмами, отмечает автор статьи Мари Жего. Сегодня в России два лагеря начищают оружие. "Националисты в черных рубашках из группы "Святая Русь" готовятся патрулировать подходы к церквам во избежание новых провокаций, а Pussy Riot только что зарегистрировали свою торговую марку".
Pussy Riot не являются ни артистками, ни поэтами. Они смешивают политику, искусство и религию в своих выступлениях, отмечает философ Михаил Ямпольский. С помощью панк-молебна они высмеяли Кремль, дискредитировали правосудие, подорвали авторитет патриарха, пишет журналистка. Потребовав отделения Церкви от государства, Pussy Riot проникли в священное пространство.
Охота на Pussy связана с возвращением к власти КГБ, считает искусствовед Андрей Ерофеев. "Борьба с интеллигенцией и артистами всегда была в программе советской политической полиции. В эпоху СССР выставки проводились в квартирах. Сегодня люди обсуждают все, везде и всегда", - говорит он.
Можно ли заставить замолчать Pussy Riot? Об этом размышляют обозреватели The Huffington Post Расселл Ч. Смит и Майкл Фостер. По их мнению, в современной России чисто репрессивная тактика уже не работает: "очень многие граждане распробовали на вкус свободу мнений и глобальный культурный прогресс".
Pussy Riot почти наверняка породили "новое поколение хулиганов, собирающихся свергнуть нынешних коррумпированных российских правителей", полагают авторы статьи. Тиранов всегда свергают средствами музыки, театра и юмора.
На первый взгляд, приговор участницам Pussy Riot к двум годам тюрьмы - блестяще продуманный маневр власти: "достаточно много, чтобы группа стала "вчерашней новостью", довольно мало, чтобы избежать взрыва негодования сегодня". Путин делает ставку на то, что у СМИ и россиян короткая память. Но авторы советуют ему задуматься: "А насколько долгая память у интернета?"
Об акции в поддержку панк-группы, состоявшейся 29 августа на Венецианском биеннале, рассказывает El Pais. Среди прочих жюри отметило российский павильон. Во время вручения премии группа сторонников Pussy Riot умудрилась прорвать полицейское оцепление и развернуть транспаранты перед российским павильоном. Демонстранты требовали освободить осужденных участниц. "Публика тепло выражала поддержку и симпатию к манифестантам, а те исчезли столь же стремительно, как и появились", - сообщает газета.