Мотивом сделанного Россией на этой неделе заявления о том, что американские астронавты больше не будут бесплатно летать на российских ракетах на Международную космическую станцию, были не только деньги. Оно знаменует собой начало того, что может оказаться быстрым и тревожным замораживанием американо-российских отношений.
"С 2006 года мы будем доставлять американских астронавтов на орбиту только на коммерческой основе", - объявил во вторник глава Российского космического агентства Анатолий Перминов.
Конечно, это заявление не прозвучало как гром среди ясного неба. После того как два года назад американский шатл "Колумбия" сгорел в плотных слоях атмосферы во время возвращения, российские старые и надежные системы "Союз" оказались единственным средством, на котором американские астронавты могли добраться до Международной космической станции стоимостью 95 млрд долларов.
Парадоксальность ситуации не ускользнула от глаз ученых и инженеров Российского космического агентства на космодроме Байконур. Агентство НАСА с годовым бюджетом не менее 16 млрд долларов, находящееся под защитой президента Джорджа Буша, несмотря на то что в последние годы оно не может похвастаться безопасностью полетов и пилотируемыми исследованиями, должно зависеть от российской космической программы, хотя ее финансирование составляет 10% от американского.
Контраст усиливает еще и то, что экипажи на МКС отправляются с самого старого в мире пускового комплекса, так называемого "гагаринского старта", откуда в апреле 1961 отправился на орбиту первый советский космонавт и первый человек в космосе Юрий Гагарин.
В последние два года Российское космическое агентство ничего не брало с НАСА за доставку астронавтов в космос, хотя оно, без сомнения, нашло бы применение этим деньгам. Легендарная российская космическая программа сегодня может стать родоначальницей эпохи космического туризма. Два туриста, каждый из которых заплатил 20 млн долларов, уже побывали на орбите, и Россия планирует увеличить свои финансовые ресурсы, отправляя новых.
Еще в июле, когда автор этих строк побывал на Байконуре, представители Российского космического агентства прозрачно намекали, что не могут обслуживать НАСА вечно.
Раньше между НАСА и Российским космическим агентством существовали простые договоренности. США часто позволяли российским космонавтам добираться до МКС на шатлах, и то, что Россия делала в последние два года, во многом являлось ответной услугой.
Но никто не мог предположить, что американские шатлы на годы прекратят полеты из-за гибели корабля.
Планируется, что полеты американских шатлов возобновятся в мае 2006 года. Хотя официальная позиция НАСА остается неизменной, есть сомнения в том, что это произойдет.
При всех известных финансовых трудностях Российского космического агентства, включая его любовь к белому слону в виде МКС, Россия на самом деле может финансировать свою космическую программу и покрывать связанные с ней непредвиденные расходы лучше, чем полтора десятилетия назад.
Парадоксально, но сегодня именно НАСА является ярким примером национализированной непродуктивной и часто некомпетентной бюрократии. Российское космическое агентство из-за бюджетных ограничений и требований реализма уже давно вынуждено было отказаться от воплощения дорогостоящих "инженерных чудес", таких как космический шатл "Буран", и сосредоточиться на практичных и действительно эффективных программах. Эти программы включают в себя "Союз", грузовой корабль "Прогресс" и новую ракету-носитель "Днепр", которая была построена для вывода на орбиту международных спутников связи на основе межконтинентальной баллистической ракеты "Сатана".
На фоне роста доходов российского правительства из-за беспрецедентного экспорта энергоносителей Путин, разумеется, мог бы осуществлять бесплатную доставку американских астронавтов еще несколько месяцев, если бы хотел.
Но решение заставить Америку платить за пользование ракетами "Союз" не является чисто экономическим. После того как на смену космической гонке времен холодной войны в середине 1970-х годов пришли совместные американо-российские экспедиции, космическое сотрудничество двух ядерных держав стало барометром их отношений.
МКС была в некотором роде символом окончания холодной войны и предполагала долгосрочное партнерство между бывшими соперниками.
В последние четыре года Буш и российский президент Владимир Путин упорно работали над сохранением этого партнерства. Часто им приходилось в одиночку противостоять старым предрассудкам и новым недовольствам в своих странах, чтобы сохранить сотрудничество, в частности - в "войне с терроризмом".
Но сегодня Путин, по слухам, кипит от ярости из-за поражения на президентских выборах на Украине премьер-министра Виктора Януковича, к которому Путин дважды приезжал во время избирательной кампании, и победы прозападного Виктора Ющенко.
Ющенко и его советники не скрывают, что намерены добиваться скорейшего приема Украины в Европейский союз и даже в НАТО. Это будет самым сильным ударом по влиянию России в Евразии и бывшем СССР.
К тому же назначения во внешнеполитическом ведомстве, осуществленные с началом второго срока Буша, фактически избавили президента от представителей "старой гвардии" времен его отца, которые были архитекторами сотрудничества и разрядки с СССР и Россией. Москва ощущает наступление эры давления на Россию со стороны Вашингтона и европейских столиц.
Так что заявление Перминова не следует считать отражением финансовых трудностей российской космической программы. Скорее это сигнал, что эпоха американо-российского космического сотрудничества быстро подходит к концу. Не исключено, что это предвестие более серьезных проблем.