Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 декабря 2014 г.

Джим Ярдли и Джо Беккер | The New York Times

Как Путин добился соглашения о газопроводе, которое затем сорвалось

Не прошло и двух недель после аннексии Крыма, как президент Путин завоевал другой приз на другом берегу Черного моря, пишет The New York Times в статье из цикла "Способ Путина" (Putin's Way). Депутаты болгарского парламента первоначально одобрили закон, который устранял препятствия для прокладки газопровода "Южный поток", поясняют журналисты Джим Ярдли и Джо Беккер.

По мнению газеты, "Южный поток" был для Путина ключом к достижению двух целей - "сохранения зависимости Европы от российского газа и еще большего укрепления влияния России в хрупких бывших сателлитах СССР в рамках более широких попыток подорвать единство Европы".

Болгарский законопроект осуществлял мечты Путина, считает издание. "Хотя законопроект был якобы написан министерством энергетики Болгарии, документы обнажают скрытую "руку Кремля": мало того, что многие формулировки исходили от филиала "Газпрома", но и путинский министр энергетики непосредственно участвовал в процессе", - говорится в статье.

Издание замечает: история "Южного потока" - также типичный случай того, как Путин действовал и, вероятно, будет действовать в Европе. "Он завоевал влияние за рубежом, используя инструменты "кумовского капитализма", которые обеспечили ему такое могущество в его собственной стране", - говорится в статье.

В середине 2011 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов разрешил компании Chevron вести разведку сланцевого газа. "Почти незамедлительно началась хорошо организованная кампания, направленная на то, чтобы задушить разведку сланцевого газа в зародыше. Частично кампания финансировалась сторонниками "Атаки", одной из нескольких ультраправых партий, с которыми Путин ищет дружбы в Европе", - говорится в статье.

В 2012 году болгарский парламент запретил не только добычу, но и разведку сланцевого газа. Это укрепило аргументы в пользу "Южного потока".

В марте 2013 года Борисов ушел в отставку.

Как утверждает издание, представители Путина быстро отыскали ключевые фигуры, которые имели касательство к "Южному потоку".

"Встреча произошла после полуночи в La Casa del Habano, сигар-баре в Софии", - пишет газета. Неназванный старый знакомый пригласил туда Бояна Стоянова, который тогда был заместителем министра энергетики во временном правительстве Болгарии.

Но Стоянов с удивлением обнаружил, что вместе с его другом в бар пришел "депутат Думы Александр Бабаков, которого Путин назначил спецэмиссаром (французская пресса назвала Бабакова посредником, который организовал кредит российского банка для "Национального фронта" во Франции)", говорится в статье.

Стоянов утверждает в интервью: "Он хотел прозондировать меня насчет "Южного потока". Стоянов сказал Бабакову, что газопровод принесет лишь незначительную экономическую выгоду, но Бабаков не хотел дискутировать о плюсах проекта.

"Не тратя много слов, он сказал, что обеспечит мне большой комфорт, если я поучаствую в этом и помогу", - сказал Стоянов, добавив, что сообщил об этой встрече в разведслужбы Болгарии.

Брюссель и Вашингтон тоже относились к "Южному потоку" скептически. ЕС настаивал, чтобы к газопроводу были допущены другие газодобывающие компании.

К маю 2013 года, когда в Болгарии состоялись выборы, позиция Путина окрепла. Альтернативный проект газопровода Nabucco заглох ("из-за политических и экономических помех, а также вмешательства Путина", - утверждает издание).

"ВТБ Капитал" открыл отделение в Софии и назначил на высокие посты экс-министра финансов Болгарии, его заместителя и брата министра", - говорится в статье. "ВТБ Капитал" также приобрел доли в ряде компаний вместе с банком Corporate Commercial ("известным как любимый банк болгарских энергетических олигархов", - утверждает газета).

После выборов в Болгарии возникло коалиционное правительство двух пророссийских партий.

Новый премьер-министр Пламен Орешарский оказался меж двух огней - промосковской коалицией и ЕС. Глава "Газпрома" Алексей Миллер в июле пообещал финансировать строительство болгарского отрезка "Южного потока", а также спонсировать футбольную команду ЦСКА (София).

Еврокомиссия начала проверку госкорпорации Bulgarian Energy Holdings, которая должна была стать партнером "Газпрома" по "Южному потоку".

"Три месяца спустя Миллер снова приехал в Софию, на сей раз тайно, для новой встречи с Орешарским. По словам одного чиновника, она должна была продлиться всего 40 минут. Через несколько месяцев, когда Орешарского критиковали за дефицит прозрачности, он сердито ответил: "Единственное, что есть непрозрачного в "Южном потоке", - мой пятичасовой разговор с главой "Газпрома", и содержание этого разговора никогда не будет раскрыто", - говорится в статье.

На следующий день Орешарский и Миллер наблюдали за сваркой первых двух звеньев болгарского отрезка газопровода.

"Через несколько месяцев, в рождественские каникулы, без публичных извещений, были распределены контракты на строительство. Позднее болгарская пресса сообщила, что среди победителей конкурса были компании, связанные с болгарским медиа-могулом и парламентарием Деляном Пеевским", - говорится в статье. Пеевский отрицал свою причастность к проекту. Как признавалось, российским партнером строительства был Геннадий Тимченко.

Оставалась только одна помеха - правила ЕС, касающиеся газопроводов.

4 апреля 2014 года парламент Болгарии первоначально одобрил законопроект, который фактически освобождал "Южный поток" от ряда правил ЕС. Начальный болгарский отрезок "Южного потока" был объявлен не газопроводом, а морским газовым соединительным трубопроводом.

ЕС оспорил предложенную поправку, болгарские министры от оппозиции потребовали предоставить документы. "Через месяц они объявили, что документы (с которыми также ознакомилась The New York Times) доказали прямое участие "Газпрома" и Кремля", - говорится в статье.

"Документы включали в себя фрагменты чернового варианта законопроекта, предложенные филиалом "Газпрома" и пересланные болгарским чиновникам, которые ведали энергетикой", - говорится в статье.

Законопроект так и не был вынесен на окончательное голосование, сообщает газета. Главной причиной она считает эскалацию конфликта между Россией и Украиной. В начале июня Еврокомиссия велела Болгарии прекратить работу над "Южным потоком", утверждая, что расследует, соответствуют ли правилам ЕС контракты на его строительство. "Когда болгарское правительство отказалось, ЕС приостановил перевод десятков миллионов евро в фонды регионального развития", - говорится в статье.

6 июня посол США остерегла болгарские компании от сотрудничества с компаниями, связанными с Тимченко, который включен в санкционный список США. 8 июня делегация Конгресса США во главе с сенатором Маккейном встретилась с Орешарским за закрытыми дверями.

"Премьер-министр, остро нуждавшийся в европейских ассигнованиях, на следующий день заявил, что "Южный поток" будет приостановлен вплоть до полного одобрения со стороны ЕС", - сообщает газета.

Примерно в тот же момент начался таинственный отток вкладов из банка Corporate Commercial, который был партнером "ВТБ Капитала". Российский банк отказался помогать болгарскому. Corporate Commercial обанкротился, а на фоне кризиса пало и правительство Орешарского.

1 декабря Путин объявил, что отменяет "Южный поток".

Правда, позднее, после встречи с Меркель, новый премьер-министр Болгарии выразил уверенность, что возражения ЕС против "Южного потока" можно преодолеть.

"Даже если этого не случится, некоторые дипломаты утверждают, что Путин добился многих из своих целей", - пишет газета. "Он очень много выиграл от того, что остановил Nabucco", - сказал бывший американский дипломат Ч. Бойден Грей.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru