Участники вчерашнего заседания Европарламента заявляли: не стоит еще больше углублять раскол между позициями стран Европейского союза, старыми и новыми, по иракскому кризису. Поводом для таких заявлений стало "письмо восьми".
"Под этим документом мы могли бы подписаться все, если бы мы его предварительно обсудили", - заявили сотрудники Хавьера Соланы, Верховного представителя ЕС по вопросам политики и безопасности. "Это письмо не противоречит единой позиции, принятой в понедельник Советом Европы", -подчеркнули представители Греции, которая в этом полугодии является председателем ЕС. Даже Комиссия Проди предпочла не комментировать "инициативу, которая отражает точку зрения ее авторов".
Но за этим заградительным огнем успокаивающих фраз скрывается сильное замешательство. "Единый голос" Европы во внешней политике был слышан лишь 72 часа: начиная с заседания министров иностранных дел в понедельник до появления письма, подписанного главами правительств Италии, Великобритании, Португалии, Дании и лидерами трех будущих членов ЕС - Польши, Венгрии и Чешской Республики. Страны, подписавшие письмо, продолжают действовать скоординировано.
После встречи Берлускони с Блэром британский премьер по пути в Вашингтон сделал остановку в Мадриде для беседы с Аснаром. Безусловно, Блэр и Аснар очень тщательно подбирали формулировки. Французы, которые вместе с немцами возглавляют фронт противников войны, признают, что утверждения, содержащиеся в письме, "не вызывают возражений". Министр иностранных дел Доминик де Виллепен назвал их "вкладом в диалог" и предупредил об опасности "противопоставлять одну Европу другой".
В письме также признается верховенство ООН и выражена надежда на "мирное разоружение" Саддама. Но истинная проблема заключается в том, что саму инициативу с письмом нельзя назвать "не вызывающей возражений". "Это сигнал, направленный для того, чтобы подчеркнуть разногласия, чтобы сказать Соединенным Штатам: смотрите, мы вас поддерживаем больше, чем другие", - говорят бельгийцы. Правительство Нидерландов сообщило, что ему было предложено подписать письмо, но "оно не было подписано, чтобы не делать акцент на разногласиях" внутри СЕ.
Греции, Франции, Германии, Бельгии, Люксембургу, Австрии, Швеции, Финляндии, а также Ирландии авторы инициативы не сказали ни слова. Не были предупреждены даже Романо Проди и Хавьер Солана. Премьер-министр Греции с некоторой горечью заметил, что о письме его проинформировал в среду вечером его венгерский коллега Петер Меддьеши, находившийся с визитом в Афинах и подписавший письмо.
Подписание документа Венгрией, Польшей и Чехией является еще одним важным моментом, углубляющим разногласия между европейцами. Речь идет о первом важном политическом шаге, сделанном тремя странами, которые 1 мая 2004 года станут полноправными членами Европейского союза, свидетельствующем о том, что число "самых преданных" союзников Соединенных Штатов в новой Великой Европе продолжает расти. И не случайно о нынешнем президенте Польши Александре Квасьневском часто говорят как о возможном преемнике лорда Робертсона, который через год покинет пост генерального секретаря НАТО.
Среди стран "старой Европы", используя выражение министра обороны США Дональда Рамсфельда, самым первым адресатом является Германия, которая с 1 февраля станет председателем Совета Безопасности ООН и окажется в довольно деликатной ситуации. Уже 5 февраля, когда Колин Пауэлл будет представлять американские доказательства наличия у Саддама запрещенного оружия, председательствовать на заседании будет Йошка Фишер. На этом заседании предстоит принять решение по вопросу о будущем миссии инспекторов. В Нью-Йорке говорят, что 11 из 15 членов Совета Безопасности выскажутся за продление миссии. Но до голосования еще далеко. А пока и Фишер, и Шредер вновь заявили, что позиция Германии остается неизменной: "Сделать все возможное, чтобы избежать войны и добиться разоружения Ирака мирными методами".