Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 января 2006 г.

Что такое крокодиловы слезы, руководителям арабских стран прекрасно известно: долгими десятилетиями президенты, короли и эмиры на всем пространстве между Каиром, Дамаском и Эр-Риядом заявляли, что судьба Палестины - это их дело. Тем не менее, в большинстве случаев они использовали палестинскую проблему только с целью получения личных политических дивидендов - и отправляли представителей народа-изгнанника в лагеря беженцев. И если теперь арабские лидеры с ликованием встречают победу исламистов на выборах в Палестине и называют ее вехой в демократическом развитии, то позвольте в этом усомниться. Ведь для египтянина Хосни Мубарака, короля Иордании Абдаллы, сирийца Башара аль-Асада и короля Саудовской Аравии Абдаллы результат палестинских выборов - это настоящий кошмар.

Вне зависимости оттого, что сделают руководители "Хамаса" из своей победы, понятно, что в результате выборов на Западном берегу Иордана и в секторе Газа политический ислам завоевал новые территории. Это будет иметь последствия для арабского и даже для всего исламского мира. Короли и деспотичные президенты это знают. Но в первую очередь они знают то, что власть может уйти у них из-под ног. Во всех арабских странах исламская оппозиция поднимает голову. В Иордании "Мусульманские братья" уже сидят в парламенте. В Египте они прошли в парламент как "независимые кандидаты"; несмотря на вынужденную смену названия всем известно, что это запрещенные "Братья-мусульмане", и они получили четвертую часть мандатов.

В светской Сирии фундаменталисты, действующие в подполье, тоже становятся все сильнее. В Ираке шиитские исламисты уже сидят в правительстве, при этом суннитские муллы устраивают теракты. Неарабский Иран из-за войны в Ираке политически сблизился с арабским миром; режим в Тегеране, как самопровозглашенный исламский Давид, бросает вызов западному Голиафу в ядерном споре. Из всего этого становится очевидным, что политический ислам находится на подъеме.

Поэтому победа "Хамаса" должна напугать арабских лидеров. Уже само место триумфа придает вес его притязаниям: Палестина - это священная земля, Иерусалим для мусульман - третье по значению место после Мекки и Медины. Но самое главное - это то, что "Хамас" борется против Израиля. Это соперничество может воспламенить настроения в исламском мире, как бензин, подлитый в тлеющий огонь. Такие искусственно вызванные перемены в настроении населения могут заставить арабских руководителей предпринять вынужденные внешнеполитические шаги - или посредством внутриполитических угроз поставить под вопрос их привычное существование.

Кроме того, победа "Хамаса" сближает суннитский и шиитский ислам, которые к началу войны в Ираке сильно разошлись: "Хамас" - это дочерняя организация "Мусульманских братьев". В организацию, возникшую в Египте, вошли основные суннитские исламистские партии: воинствующие и миролюбивые, легальные и нелегальные, арабские и неарабские. "Хамас" также имеет хорошие контакты с иранцами. Шиитские муллы принимают участие в финансировании организации; несмотря на теологические споры, их объединяет ненависть к Израилю.

Глубинные последствия успеха "Хамаса" станут более понятны, если рассматривать исламизм в качестве рационального политического феномена, а не иррационального религиозного. Египтянин Хасан аль-Банна основал свое "Мусульманское братство" в 1928 году в процессе сопротивления британским колонизаторам; позже он обратился против собственного государства. Эта двойная функция политического ислама сохраняется: он борется против чужеземного господства - будь то на оккупированных Израилем палестинских территориях или в занятом американцами Ираке. Одновременно он подвергает атакам режимы в Египте, Алжире и Саудовской Аравии. Двойное направление удара против собственных деспотов и против Запада, который они упрекают в неоколониализме, придает исламизму привлекательность в международном масштабе. Именно это делает его еще и столь опасным.

Поэтому выбор линии поведения в отношении "Хамаса" так труден. Если палестинских исламистов обречь на изоляцию как террористов, население арабских государств проявит свою солидарность и будет ожидать той же солидарности от своих руководителей. Если правительство "Хамаса" благодаря финансовой поддержке Запада окажется успешным, будет продолжаться рост доверия египтян, иорданцев и арабов Саудовской Аравии к собственным исламистам. И то и другое нежелательно.

Победа "Хамаса" заставляет понять, что исламизм воспринимается в мусульманском мире не только как альтернатива существующим коррумпированным системам. Для простых людей он также является антиподом западной демократии. Поэтому политический ислам остается силой, которая, вероятно, придет к власти и в других государствах. Сотрудничать с ним так, чтобы демократические идеалы окончательно не рухнули, кажется более перспективным, чем полностью от него отвернуться. В первом случае остается хотя бы надежда на то, что, в конце концов, среди исламистов прагматики возьмут верх над идеологами.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru