Россия удерживает ключевое оборудование, которое требуется для эксплуатации Бушерской АЭС, сообщил иранский чиновник
В среду иранский президент Махмуд Ахмадинежад похвастался, что его страна приближается к "пику" своей программы по раскрытию тайн атома и в очередной раз исключил возможность ее приостановки.
Однако другой иранский чиновник сообщил, что Россия по-прежнему удерживает ключевое оборудование, которое требуется для эксплуатации почти завершенной АЭС близ порта Бушер в Персидском заливе. Это свидетельствует, что у Москвы есть важный рычаг давления на Тегеран.
В нарушение постановлений СБ ООН Иран продолжает оттачивать свои усилия по обогащению урана - процесса, который может быть использован для производства как топлива для АЭС, так и расщепляющихся материалов для атомного оружия (при высоком уровне обогащения).
В речи Ахмадинежада в Бушере не прозвучало ничего принципиально нового. Он произнес ее в ходе двухдневного визита в Бушер в преддверии решающих иранских выборов, на которых его союзники в парламенте столкнутся с укрепившимися позициями и левого, и правого крыла политического истеблишмента.
Наблюдатели говорят, что президент пожинает политические плоды негативной реакции Запада на его вызывающие политические высказывания.
"К настоящему моменту наши ученые сумели провести обогащение и осуществить полный топливный цикл, и Иран является одной из ядерных держав мира, - заявил Ахмадинежад толпе. - Иранский народ будет сопротивляться давлению и не отступит ни на йоту от своих прав. Если вы думаете, что Иран поддастся давлению, вы серьезно ошибаетесь".
США, Великобритания, Россия, Китай и Франция - пять постоянных членов ООН, имеющих право вето. Вместе с Германией они подготовили третий раунд санкций против Ирана в том случае, если он откажется приостановить программу обогащения урана, которая, как подозревают многие, нацелена на разработку ядерного оружия.
Иран, со своей стороны, настаивает, что ядерная энергия нужна ему исключительно для мирных целей, и говорит, что доклады МАГАТЭ и американского разведывательного сообщества демонстрируют, что у него нет намерений разрабатывать ядерное оружие. Ахмадинежад еще раз озвучил иранское предложение о партнерстве с Западом с целью создания консорциума по обогащению урана, но на правах производителя.
Администрация Буша требует, чтобы Иран прекратил свою деятельность по обогащению, только после этого США могут вступить в какие бы то ни было переговоры.
Помимо обогащения, Иран занимается расширением и других ядерных объектов. На этой неделе россияне доставили последнюю партию топливных стержней, которых в общей сложности примерно 90 тонн, для легководного реактора, который они строят около Бушера.
Однако Ахмад Файаз-Бакш, замглавы ассоциации атомной энергетики Ирана, сообщил журналистам в среду, что россияне еще не доставили "измерительные приборы, которые должны быть предоставлены... в качестве последнего штриха".
По его словам, Россия обещала доставить оборудование, которое предположительно будет использоваться на контрольном пункте АЭС, к октябрю.
Чиновники в Вашингтоне и в Москве утверждают, что российские поставки топлива аннулируют потребность Ирана в обогащении собственного урана. Однако иранские чиновники говорят, что обогащенный уран требуется им для работы легководного реактора мощностью 360 мегаватт около города Дарховин, недалеко от иракского города Басра по иранскую сторону границы, который будет построен в следующем десятилетии.
Отработанное топливо с Бушерской АЭС будет возвращаться в Россию. У Ирана нет мощностей для переработки отработанного материала, который также можно модифицировать для создания атомного оружия. Файаз-Бакш заявил журналистам, что иранские власти "еще не решили", как поступать с ядерными отходами с других объектов.