JP Morgan Chase&Co. понизила рейтинг акций российских компаний в свете того, что правительство, по-видимому, готово национализировать частные сталелитейные и нефтяные компании
Российский президент Дмитрий Медведев говорит, что хочет превратить Россию в один из ведущих финансовых центров глобального значения. Но череда гонений со стороны государства на частные компании вызвала хаос на российском фондовом рынке и бегство зарубежных инвесторов.
На минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин дважды устроил публичный разнос российскому угольно-сталелитейному гиганту "Мечел", обвиняя его в ценовом сговоре, уклонении от уплаты налогов и монополизации. В результате акции компании на нью-йоркском и московском фондовом рынке упали в цене почти на 8 млрд долларов.
Есть и другой случай: Роберт Дадли, главный управляющий совместного российско-британского нефтяного предприятия ТНК-BP, на прошлой неделе спешно покинул Россию, утверждая, что его компания подвергается "неослабевающим гонениям" со стороны властей в ходе внутреннего спора за контроль с российскими партнерами. Без малого 150 иностранных сотрудников ТНК-BP в последние дни были вынуждены покинуть Россию из-за проблем с получением виз.
Во вторник инвестиционный банк JP Morgan Chase&Co. понизил рейтинг акций российских компаний, предостерегая, что "нестандартные политические методы" создают риск для экономической стабильности страны.
По словам аналитиков, все вышеописанное является самой свежей фазой кампании Кремля, направленной на наведение порядка на командных высотах российской экономики - в ее стратегических отраслях. Началась эта кампания пять лет назад с уничтожения нефтяной империи ЮКОС и ареста ее непокорного в политической сфере владельца - Михаила Ходорковского. Как обычно, мнения о намерениях правительства резко разделились: сторонники утверждают, что оно стремится установить законность в российском бизнесе, напоминающем непроходимые джунгли. Критики, ссылаясь на примеры из прошлого, уверяют: когда пыль поуляжется, активы, ранее принадлежавшие частным фирмам, наверняка будут переданы компаниям, подконтрольным Кремлю.
"Судя по моему личному опыту, в России почти не существует ни верховенства закона, ни права собственности, - говорит Билл Браудер, главный управляющий лондонского Hermitage Capital и один из ведущих инвесторов на российском рынке. - Если только им не удастся это исправить, инвестировать в Россию будет бессмысленно".
Браудер, которому почти три года не удается получить российскую визу, недавно выступил с обвинениями, что коррумпированные работники министерства внутренних дел РФ вознамерились завладеть тремя дочерними фирмами Hermitage, для чего в ходе официального расследования дела, касавшегося налогов, раздобыли документы и печати компании. Захват сорвался, но, как утверждает Браудер, впоследствии эти офицеры МВД воспользовались данными частных компаний для осуществления крупной аферы с налоговыми отчислениями.
Он добавляет, что за прошлый год имело место около 77 тыс. случаев подобного "рейдерства" - противозаконного присвоения имущества частных лиц и компаний, которое часто осуществляется при содействии коррумпированных сотрудников правоохранительных органов и государственных ведомств либо самими этими сотрудниками.
"Когда-то олигархи обворовывали всех, а теперь воровством занимаются правоохранительные органы", - говорит Браудер.
"Мечел", крупнейший в России добытчик коксующегося угля, на прошлой неделе на встрече ведущих бизнесменов был обвинен Путиным в монополистических методах, в том числе в установлении искусственно-завышенных цен на внутреннем рынке и экспорте угля собственным дочерним структурам за рубежом по нереально-низким ценам, дабы уклониться от уплаты налогов в России. На встрече, показанной по федеральному телевидению, Путин нагнетал страх, выступив с завуалированной угрозой. Он заметил, что владелец "Мечела", миллиардер Игорь Зюзин, не смог участвовать во встрече по болезни.
"Конечно, болезнь есть болезнь, - сказал Путин, бывший сотрудник КГБ, - но я думаю, что Игорь Владимирович (Зюзин) должен скорее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать...".
На этой неделе Федеральная антимонопольная служба РФ сообщила, что проведет проверку в "Мечеле" и в "Евразе" - другой сталелитейной компании, по подозрениям в ценовом сговоре. По словам экспертов, такова нормальная административная процедура регулирования рынка, но высказывания Путина были абсолютно экстраординарными.
"Полагаю, власти хотят наращивать усилия, направленные против монополизации, и это (нападки Путина) может ускорить процесс", - говорит Ярослав Лиссоволик, главный экономист российского отделения Deutsche Bank. Он отмечает, что в российской экономике господствуют колоссальные монополии, и сокращение их масштабов необходимо для расчистки пространства для малого и среднего бизнеса - а именно такова одна из ключевых целей Медведева.
По словам Лиссоволика, Путин, возможно, пытается понизить инфляцию, в нынешнем году подскочившую до без малого 10%, принуждая крупные компании понижать цены на внутреннем рынке.
"Путин знает, что делает, - говорит Галина Ковалишина, аналитик независимого Института финансовых исследований (Москва). - Его не волнует капитализация любой отдельной компании, даже самой крупной. Полагаю, прежде всего он заботится о прозрачности российского бизнеса и обеспечении законности его деятельности".
Однако критики указывают, что доклад правительству, осуждающий "Мечел", был подготовлен вице-премьером Игорем Сечиным - тем же человеком, который в качестве чиновника кремлевской администрации руководил атакой на ЮКОС. В случае ЮКОСа на частную компанию обрушилась лавина уголовных дел и претензий налоговых органов за прошлые годы, и в итоге ее активы оказались преимущественно в руках государственной нефтяной компании "Роснефть".
Эксперты подчеркивают, что в политическом плане "Мечел" ведет себя покорно, а владелец компании регулярно жертвует средства прокремлевской партии "Единая Россия". "Тут, в отличие от дела ЮКОСа, нет политических аспектов, но вполне возможно, что у "Мечела" отберут угольное подразделение и передадут другой компании", - говорит Алексей Мухин, директор независимого Центра политической информации (Москва). По его словам, новым владельцем активов "Мечела" может стать, например, "Русспецсталь", производитель стали специального назначения, основанный российской государственной корпорацией "Рособоронэкспорт", которая занимается экспортом оружия.
В последние месяцы на компанию ТНК-BP, принадлежащую в равных долях BP и четырем российским миллиардерам, обрушились проверки со стороны природоохранных ведомств и претензии, касающиеся неуплаты налогов в прошлом; одному ее сотруднику были предъявлены обвинения в шпионаже, а зарубежному персоналу в массовом порядке приостановлена выдача виз. Эта история остается темной, но многие эксперты подозревают, что за кулисами ожидает крупная государственная компания типа "Газпрома", чтобы подобрать куски, если споры между акционерами разрушат компанию. На этой неделе британское правительство пошло на необычный шаг - официально пожаловалось на то, что российское государственные ведомства набросились на ТНК-BP, явно пытаясь погубить ее.
"То, как акционеры манипулируют элементами российского государственного аппарата, и тот факт, что продолжение этой практики допускается, крайне разочаровывает", - сказал журналистам официальный представитель британского посольства в Москве.
Некоторые эксперты высказывают предположение, что это могут быть первые признаки раздоров между президентом Медведевым, который во вторник призвал фондовый рынок к спокойствию, и его предшественником, доселе могущественным премьер-министром Путиным.
"Возможно, Путиным движут какие-то чисто политические причины", касающиеся вмешательства в дело "Мечела", считает социолог Ольга Крыштановская, изучающая российскую политическую элиту.
"В последнее время Медведев создает себе имидж сильного человека, так что Путин, возможно, хочет показать, кто в доме хозяин. Он делает себе хороший пиар в России, подыгрывая той части населения, которая неприязненно относится к большому бизнесу", - поясняет она.