Заявление Эхуда Ольмерта о том, что он уйдет с поста лидера партии, не вызывает особого удивления, если учитывать проблемы, возникшие у него из-за обвинений в коррупции и упавших рейтингов.
Его уход с израильской политической арены порождает не только вопрос о том, кто сменит его на посту лидера "Кадимы" - и кто выиграет следующие выборы - но и вновь поднимает неразрешенные и весьма сложные вопросы о проблемах войны и мира на Ближнем Востоке.
Переговоры Израиля с палестинцами уже сейчас почти остановились, и вряд ли на этом фронте что-то изменится. Не далее чем на прошлой неделе Ольмерт открыто сообщил о том, о чем многие наблюдатели уже давно догадались: добиться успехов до конца нынешнего года не выйдет. Именно этот крайний срок обозначил президент Джордж Буш, когда запоздало присоединился к мирным переговорам на саммите в Аннаполисе в декабре прошлого года - его слова тогда разожгли крайне нереалистичные надежды.
В плюсе у Ольмерта - великолепные личные отношения с Махмудом Аббасом, лидером Палестинской национальной администрации и главой "Фатха". Эти отношения, однако, так и не привели к прорыву на переговорах, не в последнюю очередь потому, что палестинцы находятся в состоянии раскола после того, как прошлым летом "Хамас" захватил контроль над Сектором Газа. Кроме того, позиции Аббаса подрывало то, что он слабый лидер, не способный к окончательному решению.
Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни является кандидатом, который с наибольшей вероятностью поддержит переговоры с палестинцами. Жесткая, работоспособная и известная своей решительностью, Ливни носит прозвище Миссис Прямота и не скрывает своего стремления стать первой женщиной во главе Израиля со времен Голды Меир. "Я хочу быть премьер-министром... чтобы принести перемены и исправить ошибки, поскольку (общественность) больше не верит политикам, и это доверие необходимо восстановить", - заявила она на текущей неделе.
Главным соперником Ливни в борьбе за лидерство в "Кадиме" будет Мистер Безопасность - Шауль Мофаз, воинственный бывший начальник генерального штаба и министр обороны, который недавно оказался в центре внимания мировой прессы, когда заявил, что удар Израиля по ядерным объектам Ирана "неизбежен".
Израильские политики всех мастей дали понять, что, хотя они поддерживают дипломатическое давление и санкции, призванные помешать Ирану создать атомную бомбу, но ядерную Исламскую республику, президент которой отрицает реальность Холокоста и регулярно поносит еврейское государство, Израиль воспринимает как угрозу своему существованию. Кто бы ни сменил Ольмерта на посту, Иран окажется для него самым горячим вопросом.
Уход Ольмерта может породить неопределенность и в мирных переговорах на другом фронте - с Сирией. Переговоры с президентом Башаром Асадом начались в этом году, вскоре после того, как израильские самолеты разбомбили предполагаемый ядерный объект на севере страны. Конечно, переговоры идут не напрямую, а через турецких посредников, но любые обсуждения рано или поздно придут к теме Голанских высот, оккупированных Израилем с 1967 года.
Стратегическая задача Израиля - отвлечь Сирию от союза с Ираном и нейтрализовать шиитских союзников Тегерана в Ливане - группировку "Хизбалла". Противостояние с "Хизбаллой" в духе Давида и Голиафа в войне 2006 года значительно ослабило позиции Ольмерта.
Неравный обмен между Израилем и "Хизбаллой" - заключенные на тела погибших - отчасти был призван купить тишину на этом фронте. В то же время пока не удается добиться освобождения солдата, захваченного в секторе Газа, - "Хамас" требует в обмен освободить сотни палестинцев.
Ливни, вероятно, будет продолжать основное направление политики Ольмерта. Как и он, она поддержала Ариэля Шарона, основателя "Кадимы", когда он в одностороннем порядке вывел из Газы войска в 2005 году. Она говорит о насущной необходимости принять "рабочее" решение о создании двух государств - хотя этого будет крайне сложно добиться в свете существования израильских поселений и разделительной стены на Западном берегу Иордана. Тем не менее, Ливни явно не голубь мира.
Мофаз, в отличие от нее, наверняка заявит, что Голанские высоты не будут возвращены Сирии никогда, Иерусалим разделен не будет, а территориальные уступки палестинцам невозможны до тех пор, пока они не справятся с "терроризмом".
Выборы, вероятно, состоятся весной 2009 года. Один из сценариев сводится к тому, что жесткие взгляды Мофаза привлекут на его сторону оппозиционную партию "Ликуд", и тогда, возможно, "Кадима" создаст правящую коалицию с Биньямином Нетаньяху. Фактически, одно из вероятных последствий ухода Ольмерта - приближение дня, когда Нетаньяху снова станет премьер-министром Израиля.