ЕС долгое время не заботило положение дел с правами человека в Центральной Азии. Это постепенно меняется. Германским политикам также не хватает решимости, считает казахский правозащитник Евгений Жовтис
- Господин Жовтис, недавно вы получили премию фонда имени Фридриха Эберта в области защиты прав человека. Во время своей торжественной речи Гернот Эрлер, госминистр в МИД Германии, заявил о том, что права человека являются неотъемлемой частью европейской политики по Центральной Азии. Верите ли вы его словам?
- Я уже давно ни во что не верю. Но сегодня я вижу, что политика по Центральной Азии, которую проводят Германия и Европа, не статична - наметился шанс на динамику. Долгое время из Европы в отношении прав человека в Центральной Азии не раздавалось ни звука, хотя американцы - по каким бы то ни было причинам - заняли конкретные позиции. Но сейчас это изменилось.
- Насколько?
- В первом проекте центральноазиатской стратегии было всего три слова по правам человека, теперь их стало больше. Эрлер, хоть и выступает за диалог с руководством страны, но прислушивается и к мнению правозащитников. Насколько эффективно это скажется на политике Германии в Центральной Азии, покажет время. При Шредере все было гораздо труднее, чем при Меркель.
- Внешнеполитическое ведомство Германии хочет, чтобы, несмотря на существенный дефицит демократии, Казахстан все-таки принял в 2009 году председательствование в ОБСЕ. Правильно ли это?
- Думаю, что да, хотя меня сильно критикуют за такую точку зрения. Председательствование Казахстана в ОБСЕ должно быть привязано к следующим минимальным условиям. Политические процессы против представителей оппозиции и журналистов должны быть прекращены, оппозиционные партии - зарегистрированы, ограничения в законе о СМИ устранены, а оппозиции должен быть обеспечен доступ на казахское телевидение. Выборы не имеют смысла, если телевидение не сообщает о кандидатах от оппозиции. Однако за те полтора года, которые прошли после подачи заявки на председательствование, руководство страны не изменило своих позиций.
- Связывает ли Германия свою поддержку казахского председательствования с этими условиями?
- К сожалению, Германия до сих пор формулирует эти условия недостаточно четко.
- Насколько важно для Назарбаева председательствование в ОБСЕ?
- С одной стороны, Назарбаев жаждет получить председательство - это станет своего рода плюсом для его имиджа на европейской сцене. С другой стороны, казахское руководство стоит перед дилеммой. По сути, логика власти в Казахстане все еще соответствует постсоветскому принципу. СМИ, государственная власть и экономика сосредоточены в руках власть имущих. Власти Казахстана либо станут зависимыми от России и Китая (что станет гарантией власти для элит страны), либо будут сближаться с Европой с ее демократическими ценностями, и это может стать угрозой для власти. Кроме того, Россия пытается в ОБСЕ поставить принципы управляемой демократии выше европейских демократических принципов. Европа должна понимать эту дилемму.
- Что случится, если Казахстану будет отказано в председательствование в ОБСЕ?
- Скорее всего, Казахстан будет разыгрывать из себя обиженного. А будучи председателем в ОБСЕ, ему придется подвергать критике, к примеру, нарушения прав человека в Туркмении или Узбекистане.
- Можно ли сопоставить Казахстан с другим крупным государством Центральной Азии - с Узбекистаном? Или же различия преобладают?
- В Узбекистане все по-другому. Система там безнадежна. Напряженность внутри страны больше не может быть разрешена, поскольку ситуация слишком запутана. Если и дальше продолжать открывать границы с Казахстаном и позволять инвестировать казахский капитал в Узбекистан, люди там быстро поймут, насколько разрушена их страна, поймут, что в Узбекистане в экономическом и политическом плане ничего не развивается.
- Германия хочет ослабить или вовсе отменить санкции ЕС в отношении Узбекистана. Правильно ли это?
- Нет, если уж Европа решила ввести санкции и условия, то ЕС не может отменить их, ссылаясь на то, что они ни к чему не привели. Между тем Узбекистан не только не выполнил условий, а даже двигался в противоположном направлении.
- Эрлер считает, что освобождение узбекской правозащитницы Умиды Ниязовой стало успехом правозащитного диалога с Узбекистаном. Так ли это?
- Не так, и ему я сказал то же самое. Сначала арестовывают десять человек, потом выпускают одного - и это воспринимается как успех. Так, конечно, не пойдет. Диалог всегда должен достигать какой-то цели. Иначе это, как говорится, дорога, которая не ведет к храму, а тогда все бессмысленно.