В интервью Le Monde болгарский политолог Иван Крастев отметил, что нынешняя открытость России по отношению к Западу вызвана "общими страхами, а не общими ценностями". Дипломатическая переориентация России носит стратегический и тактический характер: экономический кризис показал, что Россия не может состязаться на равных с Китаем, Бразилией и Индией, и "Москва начинает думать о том же, о чем думают европейцы, - о маргинализации континента", сказал политолог в беседе с корреспондентом Петром Смоляром.
Однако сближение России с Евросоюзом не означает, что она выбирает европейскую модель развития, отметил Крастев. "Россия очень интересуется китайским примером. Двадцать лет после Мао Китай фокусировался на внутреннем развитии, одновременно улучшая внешнеполитические отношения. Еще один китайский урок: если вы хотите сохранить независимость, надо доказать свою силу. Российские лидеры считают, что события на площади Тяньаньмэнь спасли китайский режим. Поэтому так важна война в Грузии. Это был не вопрос геополитики - русские не хотели больше казаться слабыми", - подчеркнул он.
"Авторитарный режим а-ля Путин реформировать гораздо сложнее, чем тоталитарный, - считает Иван Крастев. - Российская система цинична. Она не создает возможности для диссидентского движения, потому что нет идеологии, с которой бороться, а границы открыты. Наиболее активная часть населения предпочитает либо физическую эмиграцию, либо уход из политики в бизнес. Руководители занимаются иррациональной и контрпродуктивной концентрацией богатств, полагая, что она гарантирует стабильность. Из-за этого есть сомнения в том, что страна сможет сохранить свою территориальную целостность, встав на путь модернизации и демократии. Повсюду найдутся этнические группы, осуждающие присвоение богатств", - приводит слова Крастева издание.