"Путинской космической промышленностью управляют два российских чиновника, подвергнутых санкциям из-за вторжения на Украину. Так почему же Пентагон покупает у них двигатели стоимостью в 2 млрд долларов?" - задается вопросом журналист The Daily Beast Майкл Вейсс.
"Тесное сотрудничество между NASA и российским космическим агентством на Международной космической станции (МКС) с 1990-х годов теперь выглядит шатким, на фоне того как перед США встает дилемма в связи с реализацией санкций", - говорится в статье.
Речь идет о том, нарушает ли продажа произведенных в России ракетных двигателей для ракетоносителей NASA санкции США, введенные против вице-премьера Дмитрия Рогозина, руководителя космической отрасли страны, и главы компании "Ростех" Сергея Чемезова, уточняет автор.
"Рогозин открыто назвал это легкими деньгами, которые пойдут непосредственно на российский военно-промышленный комплекс - и все это в то время, когда изготовленные в России оружие и материально-технические ресурсы используются в продолжающейся грязной войне на Украине, а российские военные самолеты продолжают бомбить поддерживаемых ЦРУ повстанцев в Сирии", - возмущается журналист.
У российского государственного опытно-конструкторского бюро "Энергомаш" есть контракты на сумму более 2 млрд долларов на поставки ракетных двигателей для двух крупных американских аэрокосмических компаний, United Launch Alliance (ULA) и Orbital ATK, говорится в статье.
"Сделка с ULA, совместным предприятием Lockheed Martin и Boeing, относится еще к концу 1990-х годов и обеспечивает двигателями РД-180 ракетоносители Atlas V американской корпорации. Соглашение Orbital ATK на восемь двигателей РД-181 для ракет Antares было заключено в марте этого года", - пишет издание.
"Проблема заключается в том, что после реструктуризации российской космической промышленности в прошлом году Рогозин, Чемезов и "Ростех" непосредственно вовлечены в эту сделку, что означает, что правительство США, возможно, нарушит собственные санкции", - говорится в статье.
До реструктуризации федеральное космическое агентство "Роскосмос" стояло во главе относительно рыхлой конгломерации производителей - частных и частично принадлежащих государству, поясняет автор. Но после нескольких резонансных провалов, особенно взрыва в июле 2013 года ракеты "Протон", российское государство поставило космическую промышленность под более жесткий контроль. В июле 2015 года по указу президента была создана новая госкорпорация под знаменем "Роскосмоса".
"Нежелание непосредственно решать этот вопрос, возможно, связано с более важным политическим значением другой сделки между "Роскосмосом" и его западными партнерами", - предполагает Вейсс.
NASA полностью зависит от российского космического корабля "Союз" в плане транспортировки астронавтов на МКС и обратно со времен списания США своих космических шаттлов в 2011 году, что обходится почти в 80 млн долларов за каждое место на российских космических рейсах, говорится в статье.
В августе прошлого года директор NASA Чарльз Болден сообщил членам Конгресса, что "в связи с продолжающимися сокращениями средств по запросам президента на программу агентства по разработке частных космических кораблей Commercial Crew Program за последние несколько лет" NASA было "вынуждено" продлить контракт с "Роскосмосом" по 2019 год, что даст госкорпорации примерно 490 млн долларов дохода.
"Однако 24 мая в связи с тем, что это финансовое давление, возможно, уменьшается, и американское, и российское космические агентства объявили о том, что продление контракта с NASA по "Союзам" после 2018 года не планируется", - говорится в статье.
"Усилившееся политическое давление в связи с санкциями, возможно, означает конец постсоветской эры сотрудничества в космосе между Россией и США", - полагает автор.
"Связанные с Украиной санкции против России затрагивают не только американскую космическую промышленность, но и европейский аналог NASA - ESA, которое инициировало совместный проект с "Роскосмосом" в 2005 году на 340 млн евро, по условиям которого русские поставляют части ракетоносителя "Союз", которые потом собираются в центре ESA во Французской Гвиане и запускаются оттуда", - пишет издание.
"И Рогозин, и Чемезов также находятся в санкционном списке ЕС", - уточняет автор.