Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 октября 2001 г.

Ричард Фэйрман | Financial Times

Эпические масштабы при крохотном бюджете

Даже по российским меркам ?Война и Мир? Прокофьева - эпическое достижение. Опера написана во время Второй Мировой войны. Автор ставил своей задачей переложить на музыку огромное количество персонажей и событий романа Толстого, а потом еще и добавить современное измерение.

Прокофьев трудился над этой оперой более десяти лет, добавляя и переписывая целые сцены, бесплодно пытаясь удовлетворить сталинских цензоров. Для современных оперных трупп ставить ?Войну и мир? - это все равно, что готовиться к боевым действиям, каждый член войска должен быть полностью мобилизован, чтобы справиться с невероятными сценическими требованиями. В опере 70 ролей, а музыки столько, что хватило бы на два вечера.

?Война и мир? занимает важное место в истории Английской Национальной Оперы. Возобновление постановки в 1972 г. стало одним из крупных успехов, ставших символом взросления труппы при переезде в Лондонский Колизей.

Премьера новой постановки АНО состоялась в субботу. На бумаге она кажется очень крепкой. Труппа ставит сравнительно полную версию, выброшено лишь тридцать минут музыки (полная запись длится около четырех часов). С некоторыми изменениями сохранен перевод Эдварда Даунса. В спектакле заняты интересные певцы вплоть до самых незначительных ролей, постановочная группа - опытная и проверенная. Не хватило лишь одной тривиальной вещи - денег.

Трудно делать вид, что ты - Сесил де Милль с пустым кошельком. Продюсер Тим Элбери и художник Хилдегард Бехтлер пытались сделать все возможное. Но пышные сцены в обстановке российского высшего света нуждаются в большем, нежели красный коврик и поддельная люстра. Потрясение, которое мы должны испытывать в тот момент, когда опера переходит от блестящих сцен ?Мира? к мрачной реальности ?Войны?, просто пропало.

Элдери удалось добиваться большего в создании персонажей и их взаимоотношений. Саймон Кинлисайд создал идеального князя Андрея, уравновешенного, но романтичного. Он великолепно поет, особенно трогательную сцену смерти. Голос Сандры Зельтцер порой нетверд, но каждый взгляд говорит нам много об обворожительности и ребячестве ее Наташи. Их первая встреча - его расчетливая игривость, ее сдержанность - сделана очень хорошо.

В сценах ?Мира? присутствует несколько других безошибочных портретов. Особое внимание стоит обратить на Кэтрин Уин-Роджерс в роли приятной, суетливой крестной, и Джона Грэма-Холла, который придал изменнику Анатолю Курагину чарующее обаяние. Семья Болонских представляется менее помпезной, чем она должна быть, хотя старый князь Гуинна Хауэлла вполне уместно хромает. Исполняющий главную роль князя Пьера Безухова Джон Дасзак поет чисто и уверенно, но в нем слишком много стандартного тенора и слишком мало глубины.

?Военная? часть опера получилась лучше, здесь есть на что посмотреть, певцы чеканят свои реплики с большой ясностью. С самого начала установив параллель между вторжениями в Россию Наполеона и Гитлера, Элдери бросает эту линию. Сцены на поле боя - строго девятнадцатый век, Питер Сидхом сыграл коренастого Наполеона, Уиллард Уайт - почтенного фельд-маршалла Кутузова, хотя предшественники бросают длинные тени на эту роль. Сценическое действие движется быстро и четко, хотя трудно избежать ощущения, что неамбициозная постановка Элбери слишком дешево продала эту оперу.

Музыкальные стандарты в целом высоки. С трудом продравшись сквозь ?Эпиграф?, хор смог собраться для последующих массовых сцен. Пол Дэниэль заставляет свой оркестр АНО играть живо и порой беззастенчиво глушит певцов. Каким же талантливым композитором был Прокофьев, сумевший наделить каждый персонаж свои собственным музыкальным портретом! Наверно, лучше всего посмотреть эту постановку, пока она свежая, и на сцене интересные голоса - если, конечно, АНО не найдет в будущем деньги, что меблировать сцены во дворцах Санкт-Петербурга.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru