Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 октября 2005 г.

Манфред Вебер | Focus

Человеческий фактор

Причиной авиакатастроф номер один остается человеческий фактор. Проблемы в коммуникации тоже часто заканчиваются смертельным исходом

Самая страшная катастрофа за всю историю авиации случилась 27 марта 1977 в аэропорту Santa Cruz de Tenerife, а все началось с рядового расхождения во мнениях. "Мне кажется, что взлетная полоса не свободна", - сказал бортинженер реактивного авиалайнера компании KLM его пилоту. "Да бросьте, она свободна", - ответил его старший коллега.

Главный источник ошибок - проблемы коммуникации

В густом тумане он не заметил самолета Pan-Am, который уже находился на той же самой полосе. Два "Боинга" столкнулись на земле. При взрыве погибло 578 человек.

Человек и то, что он способен ошибаться, до сих пор остаются главной причиной авиакатастроф. Наверное, так было и в случае катастрофы самолета Helios-Air в августе 2005 года. Проблема понятна, и над снижением риска человеческого фактора в мире работает 20 научных групп из различных авиакомпаний. Но это трудная задача.

У экспертов есть две новости - хорошая и плохая. Хорошая: на миллион взлетов и посадок приходится всего одна катастрофа. Плохая: если стремительный рост объемов воздушных перевозок будет продолжаться, то в 2020 году авиакатастрофы в мире будут случаться каждую неделю.

Причиной большинства катастроф является человеческий фактор

В авиакомпании Air France исходят из того, что 60% всех катастроф обусловлены человеческим фактором. В частности, из-за неправильно понимаемой сути иерархии. Поэтому с 1993 года авиакомпания отправила более 4000 пилотов на переподготовку. Основной целью было научить их, что нижестоящий член экипажа иногда тоже может быть прав.

Наиболее очевидная проблема: взаимопонимание все чаще страдает из-за плохого владения экипажа английским языком. При этом в небо поднимается все больше неевропейцев, к 2030 году именно они станут самой большой клиентурой авиадиспетчеров.

В январе 1990 года после часового ожидания разрешения на посадку в небе над нью-йоркским аэропортом на землю рухнул колумбийский самолет - у него закончилось горючее. "Вы сказали диспетчеру, что у нас кончается горючее?" - спросил первый пилот своего коллегу. Второй пилот ответил утвердительно. Однако нью-йоркские авиадиспетчеры слышали что угодно, но только не слово "горючее".

Техника тоже иногда ошибается

Однако и авиационная автоматика умеет строить козни, что тоже приводит к недоразумениям: так, в декабре 1995 года в Колумбии произошел несчастный случай с самолетом American Airlines, так как американский пилот дал автопилоту команду "R", имея в виду "Rozo1". Однако автоматика знала только команду "Romeo". Разница заключается в том, что в одном случае надо лететь прямо, в другом - менять направление. Экипаж не сумел вовремя сориентироваться. На высоте 2700 метров над уровнем моря машина упала в Кордильерах. Итог - 160 погибших.

Технический прогресс тоже может оказаться проблемой: "Каждые пять-шесть лет появляется новый источник ошибок, - говорит авиационный эксперт Рене Амальберти. - В этом случае ошибка экипажа ввиду сочетания различных противоречивых факторов неизбежна".

Скоро беспилотные самолеты смогут летать не хуже пилотируемых. Пока это дело будущего, но следует иметь в виду, что реальной альтернативой беспилотные самолеты стать не могут. Прежде всего потому, что человек не доверяет бортовому компьютеру. Ему - по какому-то недоразумению - кажется, что человек справится с этой задачей лучше.

Источник: Focus


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru