Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 октября 2005 г.

Омеро Чиаи | La Repubblica

Че Гевара, последняя тайна: "Так были отрезаны его руки"

Благодаря неизвестным ранее свидетельствам трех экспертов аргентинской полиции, Николаса Пелликари, Хуана Карлоса Дельгадо и Эстебана Рольхаузера, удалось восстановить детали секретной миссии, совершенной тремя агентами на рассвете 12 октября 1967 года, через четыре дня после того, как Че Гевара был убит в холле небольшой школы в Ла Хигуэра в Боливии. Пелликари, Дельгадо и Рольхаузер были приглашены в Санта Круз де ля Сьерра аргентинским диктатором Хуаном Карлосом Онгания по просьбе своего боливийского коллеги Рене Барриентоса, чтобы получить неопровержимые доказательства того, что повстанец, убитый рейнджером Марио Тераном в полдень 8 октября, действительно Че Гевара.

Для идентификации у троих имелись отпечатки пальцев Эрнесто Че Гевары, сделанные 20 лет назад на его аргентинском удостоверении личности. Но они никогда не видели его тела. После убийства труп Гевары был похоронен в форме без знаков отличий вместе с тремя другими повстанцами из его группы рядом со взлетной полосой аэропорта Валлегранде, в первом же населенном пункте района сельвы, где он был схвачен.

После его захвата и казни боливийские армия и правительство поспешили распространить ложные сообщения. В первом говорилось о том, что он был убит в бою, во втором - что его тело уничтожено. Барриентоса терзала мысль о том, что ему придется давать объяснения, что придется проводить официальную аутопсию и, наконец, что кому-то придет в голову перезахоронить тело повстанца на кладбище для поклонения.

Однако, скрыв тело, правительству Боливии пришлось думать, как заставить поверить весь мир в то, что убитый был действительно Че Геварой. Первыми о своих сомнениях заявили родственники, затем кубинцы, прежде всего Фидель Кастро. Вначале Барриентос намеревался отрезать голову Гевары и отослать ее на Кубу, но американцы воспротивились этому. Однако перед поспешным погребением у Эрнесто были отрезаны кисти рук и помещены в сосуд со специальной жидкостью (формол) для хранения вместе с другими личными предметами и дневником.

Над кистями рук и над дневником работали три аргентинских эксперта, выполнявших секретную миссию. Первые два, Пелликари и Дельгадо, исследовали руки Че и сравнивали отпечатки пальцев. Между тем Рольхаузер, эксперт по каллиграфии, принялся изучать страницы дневника. Эксперты рассказали, что сравнение отпечатков было делом далеко не простым: кожа на руках Че практически не сохранилась. "Пальцы были похожи на ссохшийся виноград". Более того, поскольку последние месяцы он жил в горах и сельве, пальцы были покрыты множеством царапин и шрамов. Экспертам пришлось воспользоваться очень сложным методом, который заключался в том, чтобы прикладывать палец к фотопленке и фотографировать. Таким образом они смогли получить надежный результат: "Это были руки Че", - заявляют они сегодня официально благодаря разрешению, полученному от руководства. Аналогичное подтверждение было получено и от почерковеда.

Благодаря этой секретной миссии даже Куба убедилась в том, что Че Гевара погиб. То, что произошло потом, - последняя загадка. Боливийские агенты думали, что аргентинские эксперты вывезут руки Че. Но эксперты отказались. "Наша миссия на этом закончена", - заявили они, садясь в самолет после выполнения своей миссии. Больше об этих руках ничего не известно.

Согласно одной версии, они были похищены и переправлены на Кубу боливийским министром внутренних дел Антонио Аргуедесом вместе со страницами дневника (через некоторое время опубликованными Фиделем Кастро). Аргуедес был двойным агентом, на службе ЦРУ и кубинских спецслужб, который после смерти Че Гевары бежал на Кубу с дневником и другими личными предметами.

Согласно второй версии, после заявлений аргентинских специалистов кисти рук были захоронены рядом с телом, но, по другой версии, они были украдены Феликсом Родригесом, кубинским противником Кастро и агентом ЦРУ, принимавшим участие в последнем допросе Че Гевары, который передал руки в Майями американскому агентству.

История Аргентины полна посмертными символами и фантазмами. Так, руки героя-повстанца, родившегося в Розарио в 1924 году, были отрезаны так же, как и руки президента дескамисадос Хуана Перрона, которые к тому же были проданы. Еще более страшная судьба ожидала его первую жену Эвиту. Когда Перрон в 1955 году был свергнут в результате государственного переворота, тело Эвиты было похищено военными и оправлено на корабле в Милан, чтобы перонисты не имели ни места, ни символа в виде мавзолея Эвиты, где бы они могли вспоминать своих лидеров.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru