О том, как полиция Словакии задерживает на границе мигрантов
С приходом сумерек в Вышне Немецке раздается рокот моторов. Здесь, на самом востоке Словакии, они стоят лицом к лицу друг с другом: нелегальные мигранты и Мирослав Ухнарь. Он полицейский. Мирослав возглавляет гвардию пограничников, состоящую из 800 человек, и является сторожевым восточных ворот Европы. В небольшом местечке Вышне Немецке заканчивается ЕС, дальше начинается Украина. Отсюда отправляются полицейские патрули, объезжающие по ночам с дозором местность вдоль границы. С представительским кортежем, приборами ночного видения и оборудованием, принимающим данные со спутника, они надежно охраняют этот рубеж.
"Нелегалы приходят отовсюду. Мы останавливаем здесь русских, молдаван, индусов и пакистанцев", - рассказывает шеф полиции Мирослав Ухнарь. По большей части это те, кто бежит от нищеты и надеется, что Евросоюз принесет им долгожданное благополучие или, по крайней мере, более комфортную жизнь. Когда в декабре Словакия войдет в шенгенскую зону, путь мигрантов с Востока в Словакию станет и вовсе заветной целью. Они переходят здесь границу - и дорога на Запад свободна. Ни один пограничный контроль их больше не остановит.
"Но сначала они должны пройти мимо нас", - говорит Мирослав Ухнарь. До сих пор это было не так уж и сложно: протяженность границы между Словакией и Украиной хоть и составляет 197,9 км, приграничная территория считается одной из самых трудноохраняемых на востоке ЕС. Равнины чередуются с горами и лесами, скалами и реками. Перед теми, кто незаконно пересекает границу, до недавнего времени стояла несложная задача, тем более, что техническое оснащение пограничников безнадежно устарело.
Но времена изменились. Мирослав Ухнарь взялся и за оснащение подчиненных. "Мы выстроили четыре линии защиты", - рассказывает он: от обычного паспортного контроля и сбора информации в "тылу" до наблюдательных вышек, расположенных прямо среди восточно-словацких пейзажей. "Даже если кому-то удастся подойти к границе через лес, он все равно должен будет когда-то из него выйти. В этот момент мы его и схватим!" - говорит Йхнарь.
За последние несколько месяцев Словакия и ЕС потратили более 30 млн евро на покупку 60 новых внедорожников, которые теперь патрулируют границу, а также десятка мотоциклов и квадрациклов. Целая армада мотосаней будет патрулировать местность зимой. На пограничных пропускных пунктах каждый грузовик должен будет проехать сквозь сканер, который при помощи магнитных волн проверит машину на предмет наличия в ней нелегальных мигрантов, спрятавшихся в пустотах кузова. А совсем недавно стартовал самый затратный проект: сеть камер слежения, с помощью которых Ухнарь и его люди будут следить за границей. Вдоль когда-то сделанной просеки они каждые 200 метров установили опоры и закрепили на них камеры, способные вести инфракрасную съемку. Теперь круглосуточно в головной офис будет поступать видео с границы. Там происходящее будет отображаться на плоских экранах, и при помощи спутниковой навигации на виртуальной карте будет отмечаться место, где в данный момент находится патрульный джип. Как только где-то возникает что-то подозрительное, компьютер бьет тревогу. "Максимум через шесть минут одна из наших патрульных машин будет на месте", - говорит Штефан Новотны, который координирует работу оперативной группы, находясь перед мониторами.
Здесь, на востоке Словакии, немало таких рекордов, связанных с высокими технологиями. "Мы хотим показать миру, что мы не какие-нибудь второсортные или третьесортные полицейские", - говорит Мирослав Ухнарь.