The Times | 1 ноября 2004 г.
Дряхлеющий Арафат не хочет выпускать из рук 1 млрд долларов
Узи Махмейми и Мэттью Кэмпбелл
В итоге все свелось к деньгам. Борясь за жизнь во французском военном госпитале, Ясир Арафат, палестинский лидер, на протяжении прошлой недели был вовлечен и в другую, секретную войну в попытке сохранить контроль над банковскими счетами, которые играют ключевую роль для его политического выживания.
Он один имеет доступ к этим счетам. Он использует деньги для поддержания лояльности среди любящих раздоры людей и до сих пор сопротивлялся всем попыткам выдернуть из его рук ключ к внушительному сейфу.
Перед тем как погрузить его на иорданский вертолет в пятницу и отвезти в парижский госпиталь, два потенциальных наследника спросили его, как же быть с деньгами.
Ахмед Куреи, премьер-министр, и Махмуд Аббас, его предшественник, сообщили 75-летнему Арафату, что им нужны деньги на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность на палестинских территориях в его отсутствие. Вместо того чтобы достать свою чековую книжку, Арафат, одетый в голубую пижаму и шерстяную шапочку, ответил: "Я еще, слава Богу, жив, так что не беспокойтесь".
Между тем причин для беспокойства в конце прошлой недели было множество. Арафат болел и раньше, но никогда еще он не выглядел таким слабым. Какова бы ни была причина таинственного заболевания, от которого он страдает, оно неизбежно приковывает внимание мира к перспективам Ближнего Востока без Арафата, лидера, который возглавлял палестинцев на протяжении 40 лет.
Так как он держал бразды в правления в своих руках так прочно и так долго, его уход неизбежно создаст вакуум власти и породит хаос. От Вашингтона до Москвы риск насилия перевесил оптимизм по поводу возможности нового старта мирных переговоров с Израилем при другом палестинском руководстве.
Президент Джордж Буш давно утверждал, что, прежде чем начнутся мирные переговоры, Арафат должен уйти. Ариэль Шарон, израильский лидер, также отказывается вести с ним дела и держит его в изоляции в штаб-квартире в Рамаллахе последние три года.
Конфликт, однако, помог разжечь арабские антизападные настроения и увеличил ряды палестинских террористов-самоубийц и джихадистов "Аль-Каиды". Чем скорее закончится агония Арафата, утверждают некоторые, тем лучше для войны с террором.
Против этого говорят оценки непростого развития событий после Арафата. Существуют опасения, что конкурирующие палестинские силы безопасности могут воспользоваться вакуумом и начать войну друг с другом, чтобы свести старые счеты.
Эти хорошо вооруженные группировки сложно контролировать и в хорошие времена, и, хотя Куреи и Аббас могут попытаться стабилизировать политическую обстановку, создав что-то вроде временного комитета до проведения президентских выборов, они могут оказаться бессильными перед лицом боевиков - особенно если у них не будет денег.
Разваливающаяся штаб-квартира Арафата приняла на себя столько израильских танковых снарядов, что ее обитатели привыкли видеть, как с потолка осыпается известка. То, свидетелями чему они стали в среду вечером, заставило их действительно испугаться.
Они собрались вокруг обеденного стола для "ифтар", принятия пищи, которое завершает день поста во время Рамадана. Во главе стола сидел Арафат и дрожащими руками крошил хлеб в свой суп.
Он съел одну ложку, затем вторую - и вдруг неожиданно потерял сознание, и его голова упала на стол. Телохранители перенесли его в другое крыло строения и вызвали доктора.
Арафат болел не раз, и медики снова и снова приходили к нему, чтобы проверить, что не так. На этот раз дело обстояло серьезнее, чем обычно, и было решено позвать докторов из-за границы.
Они диагностировали нарушение кровообращения, которое может свидетельствовать о различных заболеваниях, включая лейкемию. Они сказали ему: если не сделать дополнительных анализов и не лечить в специализированном госпитале, он может умереть.
В разгар этих мрачных размышлений поступил телефонный звонок от Сухи, жены Арафата: она сообщила, что немедленно прилетает. Эта статная блондинка 41 года живет то в шикарной квартире в Париже, то на вилле в Тунисе.
Она никогда не пользовалась любовью среди окружения Арафата, во многом из-за того, что начала вести отдельную жизнь, в которой одежда от модных дизайнеров значит больше, чем интифада против Израиля.
"Кто-то, должно быть, сказал ей, что он умирает, - поделился источник, близкий к Арафату. - Она никогда не приезжала, когда он болел раньше".
По данным этого источника, Суха, которая имеет возможность вести комфортную жизнь в Париже благодаря поступлению средств из палестинских источников, примчалась в Рамаллах отчасти и для того, чтобы разведать насчет денег.
"Она хотела знать детали банковских счетов; она хотела гарантий, что финансовое будущее Захвы, их дочери, будет надежным", - заявил источник, добавив, что Арафат отказался поделиться какими-либо подробностями о банковских счетах.
Правда в том, что эти фонды значительно истощились с начала 1980-х, когда палестинцы нажили состояние на контрабанде наркотиков в Ливан и имели до 5 млн долларов на своих счетах.
Хотя Арафат время от времени предоставлял доступ к некоторым счетам другим людям, он единственный владелец большинства из них. Палестинскую администрацию часто называют коррумпированной, однако ее лидер Арафат вел относительно простую жизнь в своем бункере.
Суха, возможно, и получала ежемесячное содержание, однако Арафат гораздо больше потратил на поддержание лояльности среди своих друзей. Например, к свадьбе сына одного из своих советников он подарил чек на 50 тыс. долларов.
На самом деле, Арафат постоянно раздает деньги. "Начиная с билетов на самолет до покупки новой мебели в дом, от денег для нуждающихся семей до денег на медицинское лечение, все проходило через Арафата, - рассказал палестинский источник. - Теперь не осталось никого, кто мог бы санкционировать эти выплаты".
Неудивительно, что все они молятся о его скорейшем выздоровлении. Доходило даже до того, что один из его советников предложил, чтобы Арафат лечился в Израиле. "Мы сказали ему, что в Тель-Авиве он получит лучшее лечение, чем где бы то ни было, - говорит Ахмед Тиби, его поверенный. - Но он заявил, что скорее умрет, чем позволит положить себя в больницу в Израиле".
За этим последовали сложные и затянувшиеся переговоры, которые никак не укрепили арабскую солидарность. Личный доктор Арафата - иорданец, и он хотел, чтобы лидер лечился в Аммане. Иорданцы, однако, не слишком радовались перспективе принимать Арафата. По одной из версий, хашемитское королевство опасалось мести со стороны местного палестинского населения, случись Арафату умереть в Иордании.
Египет тоже отказал, так что палестинцы обратились к французам, которые спасли Арафата в 1982 году, вывезя его под эскортом военных из Бейрута, когда его окружили израильтяне.
Во время визита в Париж в 1997 году Арафат признался, что, когда у него возникает проблема, он обращается к "доктору Шираку".
Это почетное звание казалось адекватным на прошлой неделе, даже если речь шла лишь об университетском дипломе президента Жака Ширака. Но как бы там ни было, отношения Арафата с Шираком уже не те, что были: французский лидер, как известно, был разозлен отказом Арафата заключить договор в Кемп-Дэвиде, когда даже бывший американский президент Билл Клинтон опустил руки от отчаяния.
Некоторые помощники предупреждали Ширака, что содействие человеку, которого Америка считает террористом, вряд ли идет на пользу главному приоритету французской политики - улучшению напряженных отношений с Вашингтоном.
Были также жалобы от французских родственников жертв палестинских терактов-самоубийств, которые пригрозили начать судебные действия против Арафата. Однако Ширак, сославшись на французскую традицию предоставления убежища, направил за Арафатом военный самолет Falcon.
Израиль не разрешил бы Арафату использовать его воздушное пространство, поэтому самолет совершил часовой облет. В компании Сухи Арафата приняли в военный госпиталь "Перси", где провели анализы на лейкемию и другие возможные заболевания. Госпиталь специализируется на заболеваниях крови, и этот факт сам по себе опровергает появившиеся на Западном берегу слухи о том, что Арафат был отравлен Израилем.
Аббас Заки, палестинский активист-ветеран, помнит, что 25 лет назад он видел такие же симптомы у Вади Хаддада, который планировал угоны самолетов в 1970-х и умер от редкого типа лейкемии. "Я видел Вади, - говорит Заки, - и я видел Арафата. Симптомы одни и те же".
Однако Лейла Шахид, палестинский посол во Франции, объявила, что уже первые анализы исключают возможность лейкемии.
Чем бы ни страдал Арафат, его народ смиряется с мыслью о том, что он может не возвратиться в Рамаллах. В зависимости от диагноза его лечение в Париже может занять недели или месяцы.
Это вгоняет охваченный насилием регион в еще большую неопределенность. Пока ответственность лежит на Куреи и Аббасе. Многие палестинцы смотрят на Аббаса с подозрением, частично потому, что Израиль считает его приемлемым лидером. А Куреи не пользуется популярностью.
Если и есть тот, кому Арафат может передать контроль над деньгами, то это Мухаммед Дахлан, оплот Арафата в секторе Газа. Тот факт, что Арафат попросил Дахлана присоединиться к нему во время полета в Париж, кажется голосом в его пользу.
Но гораздо более популярным лидером является Марван Баргути, глава боевого подразделения Арафата "Танзим". Но, после того как его посадили в израильскую тюрьму, он вряд ли в состоянии возглавить палестинцев.
Если Арафат не возвратится, палестинцы окажутся под давлением с требованием провести выборы. До начала последней интифады экстремистская группировка "Хамас" пользовалась среди палестинцев лишь ограниченной поддержкой. После четырех лет жестокого конфликта с Израилем это фундаменталистское движение, ответственное за ряд ужасных терактов-самоубийств, как сообщается, держит под контролем половину сектора Газа и является силой, которую придется учитывать любому палестинскому лидеру.
Даже если Шарон и попытается начать переговоры по выходу израильтян из сектора Газа вместо одностороннего вывода, он однозначно не рассчитывает на то, что следующее палестинское руководство будет более гибким, чем Арафат, с которым, по его утверждению, мира достичь невозможно.
Палестинцы в это время могут только надеяться, что Арафат не упадет снова в обморок, прежде чем объяснить, как добраться до банковских счетов.
"Если произойдет скоропостижная смерть президента, есть большая вероятность того, что мы не сможем найти счета, - опасается один из его помощников. - Мы должны получить эту информацию от него. Пока мы ничего не добились".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях