Corriere della Sera | 1 апреля 2003 г.
По словам дезертиров, сбежавших в Курдистан, у Саддама есть три грузовика с химическим оружием
Фабио Кавалера
Кадир Карам (Северный Ирак). ? Они пришли вместе, в гражданской одежде, с белым флагом в руках, чтобы рассказать, что Саддам Хусейн обладает химическим оружием массового поражения, приказ на использование которого может дать только он сам или один из его сыновей. Что он хранит его за так называемой "красной линией", очерченной вокруг Багдада. Что у Саддама есть три грузовика, используемые им в качестве передвижных лабораторий для производства химического оружия.
Никто не знает, говорят ли эти молодые иракцы правду. На войне, где дезинформация и умышленные утечки сведений играют важную роль, к заявлениям следует относиться, по крайней мере, с осторожностью и не принимать за чистую монету все, что говорят люди. Однако доподлинно известно, что в последние часы многие солдаты армии диктатора ? мы видели их собственными глазами ? здесь, на севере, покинули окопы, вырытые еще в прошлом месяце, и сдались союзникам. Мы сами слышали, как они рассказывали об арсеналах химического оружия и о том, как эти арсеналы переправляли ближе к Багдаду.
Курдские военные, расположившиеся вместе с американцами на холме Мам Ростан, к востоку от города Киркук, заметили трех молодых людей издалека, дали им подойти, окружили. У тех не было оружия, одеты они были в широкие рубахи, черные штаны, ничто не указывало на принадлежность к какой-либо армии. Сначала никто не хотел верить, что эти три парня покинули иракскую линию обороны, на которой стоит 15-ая дивизия армии генерала Фарука и, пройдя ночью несколько километров по минным полям, на рассвете пришли сдаваться в плен в деревню, занятую курдами из Патриотического союза. Ведь все еще хорошо помнят атаки против американских солдат с участием камикадзе.
Мушрия Ахмад Хасим, 20 лет, в Басре у него семья, но шесть месяцев назад его призвали служить на северный фронт. Базам Салах, 28 лет, его перевели на север с юга. Абас Фахид, 21 год. Они подняли руки, стали говорить и убедили курдских ополченцев в том, что действительно являются дезертирами. Накануне вечером они договорились предпринять попытку побега. Под военную форму надели гражданскую одежду. В 9 часов покинули дивизию и, когда уже были вдали от бывших товарищей по оружию и заградительных отрядов Саддама, избавились от формы армии Фарука.
Утром температура здесь пока еще очень низкая: курды из Патриотического союза и американцы дали трем иракцем теплую одежду и накормили. Затем на допросе они начали рассказывать. Мы с переводчиком внимательно их слушаем.
"Меня зовут Ахмад... три месяца назад нас стали обучать партизанской войне? нас готовили к близкому бою в противогазах".
"Меня зовут Базам Салах? в этом районе нет химического оружия? офицеры сказали нам, что его передали специальным войскам, которые сейчас охраняют Багдад? Саддам сам принимает решение, использовать это оружие или нет, но думаю, что он собирается это сделать".
"Меня зовут Абас Фахид? один мой родственник служит в спецвойсках? он и некоторые наши офицеры по секрету сообщили нам, что три грузовика, переоборудованные под передвижные химические лаборатории, постоянно ездили по стране, чтобы избежать проверок инспекторов во главе с Хансом Бликсом? каждый день они переезжали в другой город? мой двоюродный брат точно видел их два месяца назад в Басре? сейчас эти грузовики спрятаны? они всегда ездили закамуфлированными? Каждый раз, буквально за несколько минут до приезда инспекторов, эти грузовики уезжали, потому что их предупреждали о прибытии инспекторов через специальную сеть информаторов".
Трое солдат Саддама Хусейна несколько часов пробыли в лагере курдов и американцев и рассказали, что в регулярных войсках (но не среди элитных частей Республиканской гвардии, которые хорошо экипированы) растет недовольство. То, что они сообщили по поводу трех передвижных химических лабораторий, подтверждается также словами и других дезертиров, а также гражданских лиц, которые сейчас спасаются бегством, стремясь в Курдистан.
В последние 24 часа шла интенсивная бомбардировка с холмов, которые возвышаются над долиной; видно, что американцы и курды продвинули свои позиции. Они теперь находятся километрах в десяти от города Киркук. В течение всего прошлого дня они подвергали массированным бомбардировкам некоторые военные цели и достигли города Кара-Анджир, где раньше у Саддама Хусейна был целый батальон солдат и где имеется небольшой аэропорт, в свое время использовавшийся иракской авиацией.
Официальные источники, к сообщениям которых всегда следует относиться с осторожностью, утверждают, что около сотни деревень были захвачены коалиционными войсками, и добавляют, что вокруг главного города в этой части Ирака армия Саддама меняет свои позиции. Во время отступления иракцы оставили несколько нефтяных скважин, которые еще несколько назад были в руках режима. Сбежавшие иракцы утверждали также, что в городе ситуация, кажется, спокойная и что там осталось мало солдат.
Ахмада, Базама и Абаса теперь переведут в город Сулеймания. Там находится лагерь, контролируемый союзниками, куда после допросов помещают всех дезертиров. Базам, самый старший из трех, говорит, что этот лагерь покажется им раем - наконец-то они смогут посмотреть телевизор, нормально поесть и почувствовать себя свободными. Ведь от Саддама им достались только противогазы, которые они прихватили с собой во время побега. Своеобразный прощальный сувенир от диктатора.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях