The Wall Street Journal | 1 апреля 2003 г.
Война оголяет хрупкость американо-российских отношений
Алан Каллишен и Джин Вален
Дружба Буша и Путина омрачается старыми подозрениями
Раскол, возникший между Россией и США из-за войны в Ираке, показывает, насколько слаба в действительности разрекламированная "особая" дружба между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным.
И если Вашингтон продолжит войну против "оси зла", в частности против Ирака и Северной Кореи, с которыми Россия связана давними политическими и экономическими отношениями, американо-российские отношения могут стать еще более напряженными.
Если США попытаются разобраться с Ираном или Северной Кореей способом, который разозлит Кремль, "Россия вряд ли проявит сдержанность", считает Сергей Рогов, директор Института США и Канады РАН. "Если Америка решит повторить иракский прецедент, хрупкое американо-российское партнерство распадется", - заявил он.
До начала войны в Ираке и Кремль и Вашингтон усиленно нахваливали "особые отношения", сложившиеся между президентами Бушем и Путиным. Эти "особые отношения" могли бы сгладить противоречия периода холодной войны - зачин был сделан на ранчо Буша в Техасе.
Хотя они не сумели достичь компромисса по вопросам расширения НАТО и выхода США из договора по ПРО, оба лидера согласились с тем, что две ядерные державы должны сотрудничать. Российский президент первым из всех мировых лидеров выразил соболезнования Белому дому после террористических актов 11 сентября и поддержал возглавляемое США вторжение в Афганистан.
Однако под давлением старых подозрений эта любезность начинает трещать по швам. На прошлой неделе после того, как Вашингтон осудил Россию за поставки оружия Багдаду, эта риторическая дисгармония достигла своего апогея. Москва назвала обвинения в свой адрес безосновательной "военной пропагандой" и, в свою очередь, обвинила США в шпионаже на южных границах России с Грузией с самолетов-шпионов U-2.
США сильно раздосадованы открытой оппозицией Путина войне. На прошлой неделе Путин назвал иракский конфликт самым серьезным кризисом с момента окончания холодной войны, предупредив, что он представляет угрозу для "основ глобальной стабильности и международного права".
По мнению аналитиков, это препирательства свидетельствуют о том, что в действительности американо-российская дружба гораздо более поверхностна, чем о ней говорят.
"Когда страны называют себя партнерами, это значит, что они в состоянии решать проблемы на среднем или высшем уровне - глава национального совета безопасности звонит своему московскому коллеге, и они обсуждают их, - подчеркивает Иван Сафранчук директор российского представительства Центра оборонной информации. - На прошедшей неделе мы видели, что это чудесное партнерство не срабатывает".
Вашингтон и Москва утверждают, что пытаются не допустить разрастания противоречий, однако, если страсти продолжат закипать, под вопросом может оказаться сотрудничество в сферах, имеющих огромное значение для обеих сторон, таких, как контроль над вооружениями и борьба с терроризмом.
Одна из проблем, считают аналитики, заключается в том, что рядовые бюрократы в Вашингтоне и Москве почти не изменились со времен холодной войны. Большая часть команды Буша начала работать еще в эпоху Рейгана, когда Россию называли империей зла. Большинство высших советников Путина в министерстве иностранных дел и в военных кругах тоже работают с советских дней и к намерениям США относятся с подозрением.
Обвинения в адрес России, прозвучавшие в Вашингтоне, можно считать однозначным симптомом того, что диалог двух стран расстроился. По словам США, еще с прошлого лета они пытались остановить российские поставки в Ирак, включающие противотанковые управляемые ракеты, глобальную систему спутникового наведения и приборы ночного видения, опасаясь, что они могут представлять угрозу для американских войск. Однако Москва игнорировала эти предупреждения.
Белый дом был совершенно уверен, что сможет добиться от России молчаливого одобрения войны, пообещав соблюдение ее экономических интересов в постсаддамовском Ираке. Однако, по всей видимости, экономика волнует Путина гораздо меньше, чем прецедент одностороннего решения США о свержении режима.
На других фронтах, особенно на иранском и корейском, тоже есть свои трудности. Вашингтон осуждает российские поставки гражданских ядерных технологий в Тегеран, утверждая, что материалы и ноу-хау могут быть использованы иранцами для создания ядерных бомб.
Теперь оба президента столкнулись с выбором: отказаться в припадке гнева от партнерства или удвоить усилия по поиску компромиссов. Сделать последнее в сложившемся политическом климате будет сложно.
Американское общество с подозрением взирает на ненадежных, по его мнению, партнеров, которые не одобряют войну. А русских чрезвычайно беспокоит американское могущество. Как показал опрос общественного мнения, проведенный на прошлой неделе и охвативший 1600 человек, 55% русских относятся к США негативно. Прошлым летом эта цифра составляла всего 15%.
Даже во время холодной войны, когда Москва и Вашингтон ненавидели друг друга, "простые люди любили американцев", говорит Алексей Арбатов, один из лидеров фракции "Яблоко" и председатель Комитета Госдумы по обороне. Теперь настроения все более принимают антиамериканский характер", - замечает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях