Corriere della Sera | 1 апреля 2005 г.
"В Палестине следует ввести смертную казнь"
Давиде Фраттини
Мохаммед Хатиб, 18 лет, из Вифлеема, обвиненный в коллаборационизме и предательстве, Ахрам аль-Затме, 31 год, из Газы, осужденный за контакты с иностранным государством и нанесение ущерба национальным интересам, Рами Жуха, 24 года, из Газы, которого признали виновным в сексуальном насилии и убийстве, ждут исполнения приговора.
Маджид аль-Арури - человек-миф. "Нам известны имена, обвинения, мы располагаем более точными данными, чем министерство юстиции. Но мы не знаем, где находятся осужденные", - говорит он, глядя в окно своего кабинета в центре Рамаллаха. Он указывает на белое шестиэтажное здание. "Там, на четвертом этаже, содержатся заключенные. В импровизированных камерах. На всем Западном берегу имеются тюрьмы, но большая часть заключенных, приговоренных к смертной казни, находится в Газе".
Маджид работает в палестинской Комиссии по правам граждан, основанной в 1995 году Ханааном Ашрауи. Он занимается делами приговоренных к высшей мере наказания, он всегда этим занимался, и именно он пишет редакционные статьи в газеты и письма с призывами политикам. Маджид аль-Арури. Человек-миф, но в этот день он еще и человек, который торопится. Он понимает, что должен усилить давление, чтобы ни одна черная звездочка не появилась напротив одного из этих 60 имен.
С августа 2002 года ни один человек не оказывался перед комендантским взводом, и с 1994 года палестинские власти привели в исполнение 8 приговоров. Но президент Махмуд Аббас рассматривает возможность возобновления казней. Он спросил мнения Великого муфтия Иерусалима Икрима Сабри по 50 случаям, среди которых были и приговоренные за коллаборационизм. И палестинский парламент изучает законопроект, в котором перечисляются 23 преступления, карающиеся смертной казнью, - на восемь больше, чем в иорданских законах, действующих на части территорий.
Список начинается с преступлений, связанных с нанесением политического, дипломатического и экономического ущерба Палестине совместно с иностранным государством, далее следуют попытки покушения на жизнь президента, сексуальные преступления, такие, как, например, педофилия.
"Складывается впечатление, что Аббас добьется введения смертной казни, - говорит некий министр, пожелавший остаться неизвестным. - Народ устал от насилия. В нашем обществе все еще доминируют семьи, кланы, ситуацию никак нельзя сравнивать с ситуацией на Западе".
Палестинские правозащитные организации утверждают, что приговоры выносились незаконными судами, военными или специальными трибуналами, создававшимися в соответствии с распоряжениями бывшего президента Ясера Арафата во время второй интифады.
"Нет никаких гарантий. Некоторые процессы длились всего несколько часов, - говорит адвокат Насер аль-Рейз из организации Al Haq. - В законе не говорится о том, сколько времени должно пройти от приговора до исполнения. Осужденного могут вывести из зала суда и расстрелять во дворике. Президент не должен был привлекать к решению такого важного вопроса Великого муфтия, религиозные лидеры не должны оказывать влияния на политические решения. Судьи исламских судов отрицательно относятся к отмене смертной казни".
Палестинская администрация должна следовать интересам большинства - такого мнения придерживаются в правительстве. И это большинство уверено в том, что покончить с хаосом можно только смертными казнями.
Усама Хатиб, 33 года, учитель: "Смертный приговор для убийц и тех, кто совершает сексуальное насилие, - единственный способ остановить преступников. Мы больше не можем жить с этим страхом" Айман Карем, 21 год, студент университета: "Я не понимаю, почему власти продолжают откладывать введение смертной казни. Они боятся недовольства американцев или европейцев? В Соединенных Штатах есть электрический стул, почему он не может функционировать и здесь тоже?"
Угроза новых казней заставила действовать израильские гуманитарные организации, такие, как B'Tselem, которая всегда была на стороне палестинцев, разоблачая и осуждая нарушения на территориях, совершаемые израильской армией.
"В последние 15 лет, - написали руководители ассоциации в открытом письме Махмуду Аббасу, - мы защищали ваши права. Теперь же мы вынуждены выразить нашу обеспокоенность. Мы смотрим на палестинскую администрацию глазами всего мира, мы просим ее продемонстрировать свои намерения строить общество, в котором будут соблюдаться принципы равноправия и справедливости, где будет отменена смертная казнь".
Правозащитная организация Human Rights Watch также потребовала немедленного моратория на смертную казнь: "Казнь заключенных, которых судили несправедливые суды, может подорвать попытку Аббаса добиться наведения порядка".
Но Фарид аль-Джаллад, палестинский министр юстиции, так ответил на эти призывы в интервью газете Al-Ayam: "Мы не намерены уступать международному давлению, мы не потерпим вмешательства, направленного на оказание влияния на нашу судебную систему".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях