Globe and Mail | 1 августа 2007 г.
В столкновении олигархов Дерипаска на коне
Гордон Питтс
Роберт Амстердам указывает на отличие дела Гуцериева от дела Ходорковского
В России суть бизнеса никогда не сводилась просто к бизнесу, а всегда была сопряжена с грубым применением политической силы Кремлем, его влиятельными бюрократами и его главным шпрехсталмейстером, президентом Владимиром Путиным.
Таков контекст последних перестановок в среде олигархов, которые резко перекраивают блоки корпоративной власти в Москве.
В незавидном и, очевидно, безнадежном положении оказался Михаил Гуцериев, миллиардер и глава нефтяной компании "Русснефть". Вероятно, он впал в немилость агентов Кремля, построив независимую экономическую базу.
Он выбросил белый флаг, заявив, что покидает компанию и продает свой контрольный пакет акций в связи с "беспрецедентным преследованием" со стороны властей.
Его уход открывает новые двери для близкого к Путину 39-летнего Олега Дерипаски, нажившего большое состояние в индустрии энергетики и ресурсов, которая консолидируется под контролем и по одобрению Кремля.
Установление контроля над "Русснефтью" будет лишь последней из ряда удачных сделок загадочного Дерипаски с состоянием в 20 млрд долларов, империя которого включает одну из крупнейших в мире алюминиевых компаний, "Русал".
Он претендовал на покупку крупной доли в Magna International Inc, канадской компании по производству деталей для сборки автомобилей. Также, по слухам, он обхаживает бренды Ford - Jaguar и Land Rover, хотя его пресс-секретарь в Лондоне опроверг наличие подобного интереса с его стороны.
Дерипаска, как ожидается, по крайней мере, изначально заключит в отношении "Русснефти" сделку, сумма которой может составить 10 млрд долларов. Его компания "Базовый элемент" подала запрос в российский антимонопольный комитет на поглощение "Русснефти" ее энергетическим подразделением.
Однако канадский адвокат Роберт Амстердам настаивает, что Дерипаска является лишь агентом Путина и его политических союзников. "Дерипаска только посредник", - говорит он.
Амстердам указывает, что, вероятно, "Русснефть" окажется в составе "Роснефти", крупнейшего в стране нефтедобытчика. Эта компания наряду с "Газпромом" является инструментом проведения государственной власти в энергетической промышленности.
По словам Амстердама, ему слишком хорошо знакомо использование корпоративной и судебной власти с политическими целями.
Он был советником Михаила Ходорковского, мажоритарного акционера нефтяного гиганта ЮКОС, превращенного в банкрота. Сейчас Ходорковский сидит в тюрьме после осуждения за предполагаемое мошенничество. За четыре года ЮКОС скатился с позиции производителя номер один в стране до банкрота.
По словам Амстердама, между делом Ходорковского и делом Гуцериева есть существенное отличие. Первый стал мишенью, потому что был готов потратить свое состояние на создание политической силы, угрожающей режиму.
Гуцериев же, хотя и обсуждал политическую роль, просто контролировал активы, которыми хочет владеть "Роснефть". Намного проще захватить активы, чем "выкапывать их из земли", указывает Амстердам.
Фоном к последним действиям в отношении "Русснефти" служат ранние этапы борьбы за переход власти в России: высокопоставленные бюрократы предпринимают маневры с целью создания баз поддержки в борьбе за того, кто придет на смену Путину. По словам Амстердама, это свидетельствует, что "в ходе подковерной борьбы за власть в Кремле различные группы чиновников стараются взять активы под свой контроль".
И действительно, сам Гуцериев отмечал, что его самого и его компанию преследуют в стремлении заставить его передать ее более дружественным Кремлю интересам.
"Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти "по-хорошему". Я отказался, - пишет Гуцериев в открытом письме, опубликованном в деловой ежедневной газете "Ведомости". - Тогда с целью сделать меня более сговорчивым компания была подвергнута беспрецедентной травле".
"Наступление было развернуто по всем фронтам" - в форме расследований российских налоговых властей, Генпрокуратуры и МВД, отмечает Гуцериев.
"Поэтому я принял решение уйти из нашей компании. Я отдаю контроль над холдингом новому собственнику, с появлением которого, уверен, все возникшие проблемы "Русснефти" со временем будут разрешены", - подчеркивает Гуцериев в письме.
В отношении "Русснефти" было проведено несколько расследований, включая расследование Генпрокуратуры в связи с предполагаемой "незаконной деятельностью" дочерних компаний и расследование министерства внутренних дел в связи с неуплатой налогов.
Гуцериева и нескольких его коллег также обвинили в неуплате налогов и других правонарушениях. В письме Гуцериев указал, что никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушал закон.
Дерипаска и его союзники извлекли выгоду из постсоветской российской экономической модели, в которой совместились кремлевское кумовство и санкционированная Кремлем аккумуляция огромного богатства, отмечает Оурел Браун, профессор политологии в Университете Торонто.
"У тебя есть друзья, есть влияние и люди, которые продемонстрировали политическую лояльность, и они вознаграждаются огромными экономическими приобретениями", - говорит он.
Тем временем те, кто впал в немилость Путина и его команды, теряют возможности в бизнесе или, как в случае с Ходорковским, подвергаются наказанию.
По словам профессора Брауна, Путин поддержал модель с главенством государства, потому что его соблазнили высокие цены на нефть и порожденный ими экономический рост. Однако Браун подчеркивает, что команда Путина по существу не знает, как работает экономика.
Новая пешка в путинской игре, "Русснефть" - это одна из 10 ведущих российских нефтяных компаний по уровню добычи - в прошлом году она добыла 17 млн тонн нефти доказанных запасов, оцениваемых в 630 млн тонн. В ней работают 17 тыс. человек.
Как и Ходорковский, Гуцериев создал свою компанию за короткие сроки, за пять лет расширившись в 10 раз.
"Это борьба не против Гуцериева, а за его актив ("Русснефть"), - возражает депутат Геннадий Селезнев, председательствовавший в Госдуме, когда Гуцериев был вице-спикером. - Не исключаю, сегодня он окажется у Дерипаски, а завтра - у "Роснефти".
"Если бы Гуцериев продолжал сопротивляться, он повторил бы судьбу Ходорковского", - заметил газете "Ведомости" Селезнев, депутат парламента от оппозиции.
По словам Амстердама, канадские компании должны проявлять большую осторожность при ведении бизнеса с новыми магнатами путинской эры. Он указывает, что его беспокоит прецедент того, что председатель Magna Фрэнк Стронак стремился получить одобрение на инвестицию Дерипаски лично у Путина.
Вместо того чтобы поддерживать российскую модель и платить политическую дань Путину, указывает Амстердам, канадцы и граждане других европейских стран должны служить для россиян примером здорового управления.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях