Der Standard | 1 августа 2007 г.
Российскому автозаводу грозит забастовка
Эдуард Штайнер
В процветающих отраслях начинают формироваться альтернативные профсоюзы
Приостановит ли сегодня работу часть сотрудников российского автозавода "АвтоВАЗ", накануне еще никто не мог сказать с точностью. По крайней мере, так запланировано, поскольку производитель "Лады", который в прошлом году хоть и получил неплохую чистую прибыль, но теперь из-за финансирования разрабатываемой совместно с австро-канадским концерном Magna модели С-класса не только накопил долги, но и вынужден уволить 1% сотрудников.
В среднем ежемесячная зарплата рабочих государственного концерна составляет 10 тыс. рублей (285 евро) - это один из самых низких показателей в отрасли. Но, поскольку этот факт не особенно беспокоит официальную Федерацию независимых профсоюзов (ФНП), на "АвтоВАЗе" сформировалось альтернативное профсоюзное движение "Единство". Из 120 тыс. рабочих концерна в него вступили только 1,5 тыс. Однако концерн оперативно начал принимать меры против лидеров профсоюза. Два активиста были задержаны. Рабочих возмутили эти задержания, говорит руководитель "Единства" Петр Золотарев: "Их готовность к забастовке возрастает". Они требуют повысить заработную плату, которая на фоне доходов руководства выглядят мизерной, до 25 тыс. рублей.
Подрывная деятельность активистов
В стороне не остались даже местные органы власти Самарской области. Представители местной администрации говорят о подрывной политической деятельности активистов профсоюзного движения. Им вторит и руководство концерна, которое указывает на то, что все условия коллективного договора были соблюдены. По сообщениям газеты "Коммерсант", в настоящее время правоохранительными органами начата проверка распространенных на заводе листовок, призывающих к забастовке, на наличие в них призывов к осуществлению экстремистской деятельности. На одном из московских вокзалов был изъят тираж газеты "Рабочая демократия". Даже если нынешний конфликт на "АвтоВАЗе" используется в предвыборных целях - факт остается фактом: во времена экономического бума среди российских рабочих нарастает волна недовольства.
"Именно в отраслях с относительно хорошей зарплатой с 2006 года начали формироваться альтернативные профсоюзы, - объясняет Алексей Макаркин из Центра политических технологий: - Рабочие начинают понимать, какие деньги на самом деле зарабатывает их начальство".
Начальство - это олигархи и карьеристы эры Путина, которых глава государства поставил во главе целых отраслей. Именно они заинтересованы в продолжении нынешнего политико-экономического курса и потому подавляют любые профсоюзные поползновения.
Так, например, 4-я по величине нефтедобывающая компания "Сургутнефтегаз" уволила активистов еще до образования профсоюза. Большего успеха добиваются альтернативные профсоюзные структуры в частных и иностранных компаниях.
Известность получили становящиеся с 2005 года все более частыми забастовки на заводе Ford недалеко от Санкт-Петербурга. Наряду с повышением и индексированием зарплаты и заключение коллективного договора, там были предприняты меры по защите прав рабочих. Аналогичная ситуация сложилась и в российских представительствах компаний Nestlé, Heineken и Coca-Cola, а также в таких российских компаниях, как авиакомпания "Пулково" или управляющая работой портов инвестиционная компания TPS.
Профсоюзы ссылаются на трудовое право, которое формально соответствует западноевропейским аналогам. Однако ФНП, насчитывающая 28 млн человек, функционеры которой принадлежат к финансовой элите страны, за последние 15 лет заботилась о его соблюдении меньше всего.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях