Статьи по дате

The Guardian | 1 августа 2008 г.

Радован Караджич предстал перед судом в своем прежнем облике

Ян Трейнор

Вчера днем, в 16:02, высокий человек с зачесанными назад седыми волосами вошел в зал суда в желтых и синих тонах в Гааге в качестве подсудимого по делу IT-95-05/18 на международном военном трибунале.

Его лицо было восковым, почти мертвецки-бледным. При нем был черный пластиковый портфель, он был одет в новый черный костюм и новую белую рубашку. Он держался прямо и перекидывался словами по-английски с двумя вооруженными охранниками в форме ООН, сопровождавшими его, а затем расстегнул пиджак и сел в ожидании прибытия нидерландского судьи Альфонса Ори.

Шестидесятитрехлетний Радован Караджич выглядел старше и худее, чем во времена своего правления в Боснии 14 лет назад. Но без длинной белой бороды и густой копны волос, которые были элементами его маскировки во время 12-летних бегов, Караджич, безусловно, был тем самым словоохотливым персонажем, которого мусульмане в Боснии считали монстром - жадным до внимания нарциссом, амбиции, комплексы и гнев которого принесли страдания миллионам людей во время войны 1992-1995 годов в Боснии.

С вами хорошо обращаются в тюрьме? - спросил судья. "Не могу жаловаться, - ответил Караджич. - Я бывал и в худших местах".

Как Ваше здоровье? "Я абсолютно здоров", - последовал незамедлительный ответ.

Как ваша семья? - заботливо поинтересовался судья. Им сообщили, где вы находитесь?

"Не думаю, что есть кто-то, кто бы не знал, что я нахожусь под стражей", - ответил Караджич, усмехаясь.

По залу прокатился хохот. Подсудимый подшучивал и даже получал некоторое удовольствие от того, что снова оказался в центре международного внимания. Во время своего 12-летнего отсутствия самый разыскиваемый преступник Европы скрывался под именем доктора Драгана Дабича, вернувшегося из Америки сербского целителя.

Арестованный 10 дней назад в Белграде и отправленный в среду утром в Гаагу, Караджич вчера наслаждался моментом.

Бывший политический лидер боснийских сербов обвиняется в организации массовых убийств десятков тысяч боснийцев, в основном мусульман. Вчера он заявил, что это его жизнь подверглась опасности. Он надел очки и зачитал четырехстраничное заявление.

Во всем виноваты американцы. Он бы сдался трибуналу 10 лет назад, но американцы велели ему скрываться. Он достиг такой договоренности с Ричардом Холбруком, посредником администрации Клинтона в Боснии, в 1996 году. "Существовали планы по моей ликвидации", - заявил Караджич. Исчезни или умри - таков был ультиматум американцев.

Судья оборвал Караджича, дав ему лишь несколько минут, чтобы изложить суть дела, и велел приберечь его четырехстраничное заявление для судебных слушаний, на которые уйдет несколько месяцев.

Караджич даже глазом не моргнул, когда судья начал перечислять ужасающие преступления, в которых его обвиняют.

"В ваших руках была власть и контроль над силами боснийских сербов, включая военные, военизированные и полицейские отделения, которые приняли участие в предполагаемых преступлениях, - заявил судья. - Вы планировали, давали приказы и осуществляли сами либо содействовали тактикам преследования и террора, направленным на вытеснение несербского населения из Боснии и Герцеговины... Предполагается, что многие представители несербского населения... были насильно депортированы или убиты".

Караджичу, политическому лидеру боснийских сербов во время войны, главе правящей Сербской демократической партии и главнокомандующему вооруженными силами генерала Ратко Младича, который до сих пор находится в розыске, сообщили, что он обвиняется по одной статье в геноциде за массовое убийство в Сребренице в июле 1995 года, по одной статье - за соучастие в геноциде, по пяти статьям - в преступлениях против человечности и по четырем статьям - в военных преступлениях.

До сих пор ни один человек из 161, обвиненного трибуналом по военным преступлениям в бывшей Югославии, не был признан виновным в геноциде, хотя суд признал, что геноцид имел место в Сребренице в 1995 году. Обвинение против Караджича будет пытаться доказать, что этническая чистка, всплеск насилия и жестокости на северо-западе Боснии летом и осенью 1992 года тоже являются геноцидом.

Караджич отказался от предоставленного ему слова, заявив, что он будет ждать появления уточненного списка обвинений. Он отказался от адвокатов. "У меня есть невидимый советник, но я решил представлять себя сам", - заявил он.

Судья прервал рассмотрение дела до 29 августа. Караджич попил воды из пластиковой кружки, сложил свои бумаги, перекинулся парой слов с судебным регистратором, застегнул пиджак и вернулся в камеру.

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru