Business Week | 1 декабря 2000 г.
"Газпром" подвергается допросу с пристрастием
Пол Старобин, Кэтрин Бэлтон
Это было одним из последних деяний Виктора Черномырдина в должности премьер-министра России. В феврале 1998 г. он подписал указ о передаче государственного контракта по прокладке газопроводов в российских регионах, стоимостью в несколько миллионов долларов, московской компании "Стройтрансгаз". Это было интересное решение. Сын премьер-министра Виталий был первым вице-президентом этого предприятия и держал 6% его акций. А сам "Стройтрансгаз" был компанией-спутником "Газпрома", гигантского российского газового конгломерата. Черномырдин-старший возглавлял "Газпром" до 1992 г., когда он вошел в состав правительства. Вскоре после подписания указанного контракта он вернулся в "Газпром", став председателем совета директоров.
Звучит подозрительно. Но в ходе суматошного перехода России к капитализму было много чего подозрительного, а обвинения руководителей "Газпрома" в различных нарушениях часто выдвигались лишь по прошествии многих лет. Впрочем, без особого толку: "Газпром" находится под защитой влиятельного Черномырдина и давно считается неприкосновенным. Однако сейчас история инсайдерских сделок этой компании вызывает особый интерес общественности. Совет директоров стал более агрессивен, акционеры повышают гневные голоса, документы становятся более доступны, и деятельность крупнейшей российской компании начинает изучаться все более дотошно.
Еще более важным фактором являются агрессивные действия президента Владимира Путина, который пытается ужесточить правительственный контроль над гигантским предприятием, которое в былые времена обладало таким политическим влиянием, что его начали называть "государством в государстве". Путин может попытаться очистить компанию от нежелательных элементов и провести в ней капитальную реструктуризацию. Первый шаг в данном направлении уже стоит в повестке дня - намерение лишить "Газпром" монопольного права на пользование газпроводами.
Такая смелая реформа стала бы большим шагом в направлении проведения обещанных Россией экономических реформ. Гигантские активы "Газпрома" затмевают даже империи олигархов, уже испытывающих на себе давление со стороны путинского режима. Можно назвать, например, Бориса Березовского, которому Генпрокуратура, инициировавшая дело в отношении национальной авиакомпании "Аэрофлот", грозит предъявить обвинение в хищении государственного имущества. "Правительство всерьез встревожено возможным выводом активов из "Газпрома". До сих пор оно вело себя совершенно пассивно", - считает Олег Вьюгин, один из архитекторов путинского плана реформ.
В результате волнение охватывает официальную Москву по мере поступления все новой и новой информации о сомнительных событиях, происходивших в "Газпроме" в то время, когда Черномырдин занимал пост премьер-министра в правительстве Бориса Ельцина и после того, как он вернулся в компанию. Основной пафос обвинений: руководители "Газпрома" передавали активы и акции по ценам ниже рыночных своим родственникам и различным инсайдерам, подписывали выгодные контракты с компаниями, близкими к "Газпрому". Руководители "Газпрома" не признают себя виновными в совершении каких-либо правонарушений. Но власти проводят проверку в отношении ряда обвинений. Согласно документам, попавшим в распоряжение BUSINESS WEEK, "Газпром" и "Стройтрансгаз" заключали между собой инсайдерские сделки, а один из высокопоставленных руководителей "Газпрома" имеет пакет акций недавно созданной компании Itera Group.
Семейный бизнес.
В саге о "Стройтрансгазе", получившем пресловутый федеральный контракт, прослеживаются все основные пункты критики, звучащей в адрес "Газпрома". В списке акционеров строителя газопроводов, хранящемся в российской Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, можно найти имена не только Виталия Черномырдина, но и его брата Андрея, а также Татьяны Дедиковой, дочери главы "Газпрома" Рэма Вяхирева. Президент "Стройтрансгаза" Арнольт Беккер входит в состав совета директоров газового гиганта. Фактически менеджеры "Газпрома" вместе со своими родственниками владеют по крайней мере 60% акций "Стройтрансгаза". В настоящее время предприятие располагает заказами на общую сумму в $1,2 млрд, свыше 80% из них размещены "Газпромом". Вот, наверное, самый щедрый подарок из всех сделанных: судя по документам ФКЦБ в 1995 г. "Газпром" перевел в "Стройтрансгаз" 4,83% своих акций. За весь пакет "Газпром" запросил всего лишь $2,5 млн, в то время как по данным московского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа" его рыночная цена в то время превышала $80 млн. В настоящее время ФКЦБ изучает переводы активов из "Газпрома" в "Стройтрансгаз", в ходе осуществления которых могли быть нарушены законы, запрещающие совершать инсайдерские сделки. "Стройтрансгаз" утверждает, что является прозрачной компанией, которой нечего скрывать.
"Газпром" и Itera Group, частная компания, штаб-квартира которой расположена в Москве, обвиняются в том, что между ними существуют особые отношения, и что "Газпром" продавал "Итере" свои активы по заниженным ценам. В течение последних трех лет "Итера" смогла выйти на четвертое место в мире по объему газовых месторождений, "Газпром" при этом сохранил лидерство. Это вызвало удивление, поскольку большую часть своих резервов "Итера" получила от "Газпрома".
Правительство поручило Счетной палате Госдумы выяснить, имели ли место незаконные сделки между двумя этими компаниями. Поверка должна завершиться к концу этого года. Результаты одной из проверок деятельности "Газпрома" уже переданы в прокуратуру, которая в настоящее время изучает эту информацию, чтобы определить, дает ли она основания для возбуждения дела.
Однако в интервью BUSINESS WEEK вице-президент "Итеры" Владимир Мартыненко встал на защиту операций, которые его компания проводит с "Газпромом". Мартыненко заявил, что "Газпром" ничего не отдает бесплатно "Итере", что "Итера" платила за доступ к трубопроводам "Газпрома" по рыночным ценам, и что государство санкционировало приобретение компанией активов "Газпрома". По его словам, никто из руководителей "Газпрома" не владеет акциями "Итеры".
Однако документы, полученные BUSINESS WEEK, позволяют впервые увидеть связь между высокопоставленным менеджером "Газпрома" Виктором Брянских и "Итерой". Брянских является основным акционером корпорации "Ланка Промкомплект", зарегистрированной по тому же адресу, что и "Итера", и частично принадлежащей компаниям, связанным с "Итерой". В феврале 1999 г. "Ланка" купила пакет акций "Сибнефтегаза", предприятия, аффилированного с "Газпромом". В конце концов, эти акции оказались под контролем "Итеры".
Акции "Сибнефтегаза" тоже были проданы дешево. "Сибнефтегаз" зарегистрировал их во время продажи, состоявшейся в 1999 г., оценив пакет в $1,8 млн, в то время как независимые аналитики оценивают его намного выше - в $80 млн. Одними из покупателей дешевых акций были высокопоставленный топ-менеджер "Газпрома" Вячеслав Кузнецов с супругой и компания, которой владеют сын и брат главы "Газпрома" Рэма Вяхирева.
Брянский отказался комментировать ситуацию; Мартыненко утверждает, что "Ланка Промкомплект" не принадлежит "Итере". "И даже если бы они [руководители "Газпрома"] имели какие-либо акции "Итеры", что в этом такого?" - добавил он.
Серьезный вопрос заключается в том, как повлияли все эти махинации на "Газпром", как акционерную компанию. Вследствие низких объемов инвестиций в текущем году производственные показатели газового гиганта по прогнозам опустятся до рекордной для последних десяти лет отметки. Компания сообщила, что убытки за последние два года составили $10 млрд. Объем продаж "Газпрома" равняется $15,4 млрд, газовых резервов - $40 млрд, а рыночная капитализация при этом составляет всего $6,8 млрд.
Еще одно обвинение заключается в том, что руководство "Газпрома", переводя активы в "Итеру", уклоняется от уплаты налогов. Судя по результатам проверки, проведенной недавно Счетной палатой, в 1998 и 1999 г. "Газпром" выплачивал налоги администрации Ямало-Ненецкого округа газом. Газ оценивался всего в $2 за тысячу кубометров. Регион, которым руководит избранный губернатор, входящий в состав совета директоров газового гиганта, в свою очередь, перепродавал газ "Итере" по той же самой, заниженной цене. А "Итера" потом продавала этот газ на мировых рынках по цене в $60 за тысячу кубометров. По данным Счетной палаты, за счет подобных операций "Итера" заработало $1,8 млрд. Счетная палата передала результаты проверки в прокуратуру, которая должна решить, есть ли основания для возбуждения дела. "Итера" обворовывает акционеров "Газпрома" настолько нагло, что в это невозможно поверить", - пишет аналитик московского инвестиционного банка Nikoil Investment Co. Эрик Краус в обнародованном 2 ноября докладе о "Газпроме".
"Газпром" не ответил на телефонные звонки и письменные запросы BUSINESS WEEK. Ранее руководство компании опровергало информацию о каких-либо правонарушениях и заявляло, что предпринимает меры, чтобы сделать "Газпром" более прозрачной компанией. Черномырдин также отказался давать свои комментарии.
Ужесточение дисциплины.
Новые директора "Газпрома" более агрессивно стремятся к тому, чтобы контролировать деятельность предприятия. В октябре совет директоров потребовал, чтобы руководство утверждало на совете любые планы продажи активов. Ранее подобного условия не существовало. По настоянию одного из директоров, Бориса Федорова, занимавшего пост министра финансов в администрации Ельцина, обсуждение связей газового гиганта с "Итерой" включено в повестку следующего собрания совета директоров, которое состоится в конце ноября. Представители правительства в совете директоров поддержали это предложение, несмотря на протесты со стороны Рэма Вяхирева, однако пока неизвестно, поддержат ли они Федорова, представляющего интересы мелких акционеров, в его попытках заставить "Газпром" предоставить информацию обо всех подозрительных транзакциях. 3 ноября, пытаясь усилить давление на компанию и заставить ее начать проводить реформы, Федоров написал Вяхиреву письмо - копия которого имеется у BUSINESS WEEK - с требованием дать более подробную информацию об отношениях между "Газпромом" и "Итерой", и рассказать об участии "Стройтрансгаза" в реализации газпромовского проекта "Голубой поток", стоимостью $3 млрд - это совместное предприятие с равным участием "Газпрома" и итальянской компании ENI, созданное с целью строительства трубопровода между черноморскими побережьями России и Турции. В 1998 г. "Стройтрансгаз" оформил заказ на строительство первого блока трубопровода. Федоров хочет знать, была ли конкуренция между желающими выполнить этот заказ. "Стройтрансгаз" утверждает, что это контракт, как и остальные, был выигран в ходе тендера.
Разумеется, "Газпром" не все свои проблемы создал себе сам. Государство долгое время не дает предприятию развиваться, удерживая низкие цены на газ и тем самым заставляя газового гиганта субсидировать прочие отрасли экономики. Кроме того, "Газпрому" было запрещено прекращать поставки на предприятия, не способные их оплачивать. Но по циничному мнению некоторых наблюдателей, размах инсайдерских сделок в "Газпроме" говорит о том, что Россия просто не способна проводить реформы.
Это не так. "Газпром" представляет собой бизнес старого типа, а прогрессивные бизнесмены и политики стремятся изменить этот подход. Путин утверждает, что он хочет создать открытую экономику, которой потребители и инвесторы могли бы доверять. В этом и состоит его шанс.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях