Статьи по дате

El Pais | 1 декабря 2000 г.

Россия поднимет "Курск" из-за потенциальной угрозы радиации

Луис Матиас Лопес

Первый вице-премьер России Илья Клебанов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы АПЛ "Курск", заявил, что, по мнению независимых экспертов, нет причин опасаться утечек из двух атомных реакторов подлодки, по крайней мере, в ближайшие 10 лет. Однако он добавил, что, несмотря на это, подлодка будет поднята на поверхность, поскольку, если этого не сделать, она окажется постоянным источником международной напряженности и опасений в связи с угрозой экологической безопасности.

Вчера в Москве прошла презентация международного консорциума, который согласно плану, окончательно согласованному к концу декабря, летом будущего года осуществит эту сложную и дорогостоящую (15 млрд. песет) операцию по подъему лодки. Россия надеется, что половину расходов возьмут на себя иностранные правительства и организации, вероятно, при содействии недавно созданного фонда "Курск". Генеральный секретарь этого фонда подчеркнул накануне, что рассматривается вариант подъема лодки в два этапа - ее предполагается разрезать на две части с учетом полученных внутренних и внешних повреждений.

Если в какой-то момент и возникли сомнения по поводу целесообразности подъема "Курска", то Кремль их полностью развеял. Клебанов заявил, что лодка с двумя атомными реакторами не должна лежать на дне Баренцева моря - в зоне активного рыболовства - хотя пока и нет никаких признаков радиоактивных утечек.

С тем, что непосредственной угрозы окружающей среде нет, согласны как российские источники, так и иностранные экологи. Однако создается впечатление, что они опасаются возникновения подобной опасности в отдаленной перспективе ввиду коррозии металла.

Другими причинами, которыми может объясняться стремление поднять лодку, является желание или не допустить раскрытие НАТО секретов "Курска", лодки последнего поколения, или уничтожить доказательства, подтверждающие версию о столкновении с иностранной подлодкой.

Несколько дней назад с крейсера "Петр Великий" было сброшено 40 глубинных бомб, явно для того, чтобы отпугнуть иностранные подводные лодки, которые захотели бы войти в эту зону. Командование российского ВМФ назвало эти действия законными - и похоже, что это так и есть, хотя обычно к ним прибегают только в конфликтных ситуациях.

Вчера газета "Комсомольская правда" опубликовала мнение одного эксперта, который назвал причиной гибели "Курска" утечку топлива на одной из торпед. Когда капитан принял решение выстрелить этой торпедой, чтобы избежать более серьезных повреждений, это обернулось трагедией. Тем не менее, по словам Клебанова, версия взрыва в торпедном отсеке - лишь одна из трех, в настоящее время рассматриваемых правительственной комиссией. Две другие - столкновение с миной времен Второй мировой войны и столкновение с подлодкой НАТО. По словам вице-премьера, возможно, комиссия придет к окончательному выводу еще до того, как подлодка будет поднята на поверхность.

Клебанов был настроен очень оптимистично, однако подчеркнул, что после изучения многочисленных катастроф и чрезвычайных ситуаций на подлодках за последние полвека он убедился в том, что в большинстве случаев их причины определить так и не удалось.

Опыт, накопленный в октябре российскими и норвежскими водолазами во время операции по извлечению тел погибших членов экипажа "Курска", окажется очень полезным при поднятии подлодки на поверхность.

Уже тогда удалось проделать в корпусе лодки технологические отверстия для проникновения внутрь, хотя характер внешних и внутренних разрушений не позволил довести операцию до конца, прежде всего из-за угрозы жизням самих спасателей. Вчера стала известна стоимость этой операции, осуществлявшейся с норвежской платформы "Регалиа": около 1,2 млрд. песет. Однако это мелочь по сравнению с тем, во сколько обойдется подъем "Курска".

Источник: El Pais


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru