Süddeutsche Zeitung | 1 декабря 2004 г.
Наследство ЮКОСа
Ульрих Шефер
Канцлер, если смотреть на это с точки зрения политики, ведет опасную игру. Он укрепляет российского президента Владимира Путина во мнении о том, что тот "истинный демократ"; сильная концентрация власти в Кремле ему, кажется, не мешает. Также в деле разгрома нефтяного концерна ЮКОС российскими властями Шредер не видит ничего такого, чтобы свидетельствовало бы о "неправовых методах". Хамские действия управляемой Кремлем юстицией не волнуют Шредера, наоборот: он может понять, что "государство хочет взыскать налоги".
Однако проблема заключается в том, что путинские вассалы взыскивают налоги не так, как германский министр финансов. Менеджеры когда-то могущественного концерна ЮКОС сидят в тюрьме или бежали из страны.
И теперь в этой драме следует очередной акт, в котором речь идет о политических интересах России - и в какой-то степени об экономических интересах Германии. В Берлине, во всяком случае, не будут особо возражать, если немецкие энергетические концерны забронируют за собой часть наследства ЮКОСа; непосредственно или косвенно - это, похоже, безразлично. Так, российский концерн "Газпрома", совладельцем которого наряду с российским государством также является немецкий энергетический гигант Eon, собирается приобрести на аукционе дочернее предприятие ЮКОСа, стоимость которого исчисляется миллиардами. И Шредер снова хочет, чтобы немецкая экономика увеличила свою долю в "Газпроме".
Федеральное правительство с полным основанием ссылается на то, что освоение сырьевых рынков будущего входит в сферу национальных интересов. Если немецкие предприятия, считает оно, сами будут проводить разведку нефтяных и газовых месторождений и в сотрудничестве с иностранными партнерами обеспечат стабильное снабжение энергоносителями, это пойдет на пользу всей экономике, а также потребителям. Однако, достаточно неприятно, если часть этого столь желанного будущего рынка будет носить имя ЮКОС. Немецкие поставщики энергоносителей и канцлер должны были бы постараться избежать хотя бы этого одиозного флера.
Ведь существуют и другие возможности, чтобы активно участвовать в делах российской энергетики. Без общих интересов здесь, конечно, не обойтись. Однако, какова альтернатива? Быть может, вложение денег немецких предприятий в Саудовскую Аравию? Или в Ливию? Потребность нашей страны в энергоносителях необъятна. К сожалению, ее нельзя покрыть только за счет импорта нефти и газа из стран с образцовой демократией. Поэтому канцлер должен использовать свои близкие отношения с Владимиром Путиным не только в интересах дела - но и для серьезного разговора между друзьями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях