Frankfurter Allgemeine | 1 декабря 2005 г.
В Эстонии каждый сотый молодой человек ВИЧ-инфицирован
Роберт фон Луциус
До конца 1990-х годов вирусом иммунодефицита в год заражалось по 10 или 11 эстонцев. Через три года, в 2002 году, их стало уже 1500. Ни в одной другой стране к северу от Африки нет такого количества (в соотношении с общей численностью населения) ВИЧ-инфицированных.
Нигде вирус не распространяется быстрее, чем в стране, которая в качестве нового члена ЕС является для многих других образцом динамичности и экономического успеха. Эпидемия вышла из-под контроля, говорит пресс-секретарь национальной службы здравоохранения в Таллине. Большая часть инфицированных проживает в столице и на северо-востоке страны, у границы с Россией, в основном это молодые люди в возрасте до 30 лет. Каждый сотый молодой эстонец - носитель вируса иммунодефицита.
Гуманитарные организации финансируются, как правило, из-за рубежа
Правительство, тем не менее, уклоняется от решения этой проблемы. Гуманитарные организации, оказывающие помощь вирусоносителям, финансируются, как правило, из-за рубежа. В принципе, просветительские программы, посвященные СПИДу, существуют и у министерства социального обеспечения. Однако деньги и интерес у него отсутствуют. Так, в министерстве финансов сидят молодые технократы, и для них продолжение удивительного роста экономики важнее, чем борьба с эпидемией, которую многие продолжают считать "проблемой маргинальных групп". Кажется, что существует одна-единственная группа, которая сознает опасность и пытается защитить своими программами как можно больше людей: это наиболее уязвимые, по мнению большинства, таллинские гомосексуалисты.
Во многих районах чиновники отказываются от просвещения населения. В 2003 году правительство закрыло государственный центр по предупреждению СПИДа и подведомственные ему лаборатории бесплатного анонимного контроля. Их функции берут на себя неправительственные организации, которые не пользуются особым уважением со стороны госучреждений. В течение последних пяти лет, говорит оппозиционный политик Юхан Партс, политики "слишком отлынивали" от борьбы против вируса. Он также вспоминает о том времени, когда он был премьер-министром: "Надо было больше делать, надо было улучшать финансирование".
Центры анонимного контроля
Именно в последние пять лет то, что считалось периферийным явлением, превратилось в эпидемию. Внимание к проблеме было привлечено лишь в 2000 году, когда на северо-востоке страны умерла одна наркоманка. Когда вскрытие показало СПИД, появилось несколько центров анонимного контроля. Количество инфицированных - данные, которые прежде были закрытыми, - резко подскочило. Ни в одной другой стране бывшего восточного блока количество вирусоносителей не увеличивалось столь стремительно. Еще в 2000 году процент ВИЧ-инфицированных в пяти других странах - в России, на Украине, в Латвии, Белоруссии и Молдавии - был выше, чем в Эстонии. Через год самое маленькое прибалтийское государство, где проживает всего 1,2 млн человек, обогнало все остальные.
В прошлом году, по данным опубликованного в конце ноября доклада о СПИДе в 52 европейских странах-членах Всемирной организации здравоохранения, на один миллион жителей приходилось 568 вновь выявленных ВИЧ-инфицированных эстонцев против 24 немцев, 238 россиян, 141 латыша и 40 литовцев. По этому показателю в Европе Эстония находится ближе всего к Португалии. Там количество вновь выявленных ВИЧ-инфицированных составляет 280 человек на миллион - вполовину меньше, чем в Эстонии. При этом Эстонии уже удалось почти вдвое уменьшить заболеваемость по сравнению с 2001 годом - тогда процент вновь выявленных ВИЧ-инфицированных был в 66 раз выше, чем в Германии.
Две трети ВИЧ-положительных моложе 25 лет
Такие цифры могут привлечь внимание, но также и оттолкнуть от проблемы. В Эстонии это наряду с беззаботностью государства связано, прежде всего, с глубоким социальным водоразделом между все более состоятельными горожанами в Таллине и все более бедными безработными, прежде всего, среди русскоязычного населения в пограничном регионе вокруг Нарвы. Там жители в течение поколений были шахтерами, которые добывали горючие сланцы. Больше они ничего не умеют. С отделения от Советского Союза в 1991 году начался упадок региона, расположенного поблизости от Санкт-Петербурга, где употребление героина началось на один-два года раньше, чем в Эстонии.
Тамошние мальчики все чаще тянутся к шприцу. Пожалуй, среди героинозависимых гораздо более половины являются носителями ВИЧ. К этому добавились гепатит и туберкулез, распространение которых из-за иммунодефицита тоже сильно возросло. С этим пытаются бороться только маленькие неправительственные организации. Они меняют использованные шприцы на новые, уменьшая тем самым вероятность заражения. Но торговцы героином порой распространяют свой яд в непосредственной близости от этих центров.
Сначала молодые эстонцы чувствовали себя в безопасности - они же не русские, что касается наркотиков, они предпочитают экстази или кокаин. Тем не менее темпы заражения ВИЧ быстро стали расти и среди молодых эстонцев, живущих в Таллине, - сначала, скорее всего, из-за проституток, которые таким образом зарабатывали себе деньги на героин, а потом и из-за незащищенного секса беспечных и непросвещенных молодых людей. В результате две трети ВИЧ-положительных - моложе 25 лет.
ВИЧ в Эстонии - это бомба замедленного действия, сказала в связи с Международным днем борьбы со СПИДом сотрудница министерства социального обеспечения в Таллине.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях