InoPressa: тема дня | 1 декабря 2008 г.
Президенты "готовы", остальные - не очень
Обзор прессы
На встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе 2-3 декабря будет обсуждаться вопрос о готовности Украины и Грузии к вступлению в альянс, но в ПДЧ им будет отказано, пишет мировая пресса. Лидеры Грузии и Украины активно агитируют западных партнеров, однако альянс расколот: слишком страшно разгневать Россию.
В НАТО разразился жаркий спор относительно запланированного вступления в альянс Грузии, пишет сегодняшняя немецкая газета Handelsblatt. Многие союзники по блоку из Западной Европы, в том числе Германия и Франция, выступают против предложения США, поддержанного Британией и некоторыми странами Восточной Европы, по ускорению приема Грузии, и обозреватели считают, что это не может не привести к новому расколу внутри альянса.
Берлин выступает категорически против сокращения процедуры принятия новых членов, отмечают авторы статьи. Кроме того, после войны в Южной Осетии возникли сомнения, готова ли Грузия к вступлению вообще. "Саакашвили не только отдал спорный приказ о нападении на Южную Осетию, но и постоянно выдвигал новые версии о ходе войны с Россией", - указывают авторы. Сомнения, говорится далее в статье, существуют и по поводу состояния грузинской армии, которое газета называет "безнадежным", так как "в ходе пятидневной войны с Россией проявила нежелание воевать и свою небоеспособность".
НАТО старается не обострять отношения с Россией из-за Грузии и Украины, сообщает The Times, поэтому завтра министры иностранных дел стран НАТО откажут этим странам в возможности сделать первый шаг к гарантированному членству в альянсе.
По просьбе британского правительства главы министерств иностранных дел стран НАТО разработали новый план с новыми формулировками, дабы сохранить связи Грузии и Украины с альянсом. Этот шаг воспринят как пренебрежительная выходка по отношению к Грузии и Украине, а также уступка Москве, полагает автор комментария.
"ПДЧ - это теперь неприличное слово из трех букв", - сказали корреспонденту источники в НАТО. Завтра на встрече глав МИДов в Брюсселе будет предложено вместо ПДЧ предоставить Грузии и Украине особые программы, но без малейших намеков на графики или крайний срок вступления в альянс, пишет автор статьи, сетуя, что Москва воспримет это решение как свою победу.
Французская Le Monde напоминает, что принципиальное согласие на вступление Грузии и Украины в НАТО было дано еще на апрельском саммите альянса в Бухаресте, но график действий утвержден не был. Потом политический хаос на Украине и молниеносная война между Грузией и Россией подтвердили опасения некоторых стран, в частности Франции и Германии, для которых сейчас не может быть и речи о предоставлении этим странам официального статуса кандидата на вступление.
Газета приводит слова госсекретаря США Кондолизы Райс. Эти страны действительно не готовы к членству в НАТО, "но есть другие способы подготовки к вступлению", сказала она, напомнив, что Польша и Чехия никогда не присоединялись к ПДЧ, и одновременно высказавшись за активизацию отношений НАТО с Грузией и Украиной. Российская сторона, отмечает издание, обратила внимание только на первую часть этого заявления, выразив удовлетворение отступлением США в вопросе ПДЧ.
Президент Грузии призывает "пойти на компромисс" по вопросу о вступлении в НАТО, сообщает The Independent, он просит страны-члены Североатлантического альянса забыть о расхождении позиций и согласиться на "компромиссный вариант", безотносительно последствий "шестидневной войны" с Россией.
По мнению грузинского лидера, как раз дипломатическая неразбериха на прошлом саммите НАТО развязала Москве руки для августовского ввода войск на основную территорию Грузии, когда грузинские войска начали наступление на сепаратистов в Южной Осетии.
В апреле среди тех, кто выступил против инициативы США предложить Грузии ПДЧ, были Франция, Германия и Италия. Они утверждали, что отношения с Москвой слишком важны, чтобы жертвовать ими ради Грузии и Украины, и, как подчеркнул вчера Саакашвили, натовские "скептики" по-прежнему придерживаются этого мнения, в особенности Германия.
Между тем на прошлой неделе Кондолиза Райс заявила, что ПДЧ — не единственный способ стать членом НАТО, напоминает издание. К примеру, Турции, Польше и Чехии этот этап не понадобился. Форин-офис пока не разглашал подробностей "британского плана", однако пресс-секретарь британского МИДа пояснил, что речь идет о программе поддержки и реформирования, которая приблизит обе страны к НАТО.
У Киева и Тбилиси, замечает журналист, уже сейчас есть возможность развивать диалог с альянсом, к примеру через Комиссии НАТО-Украина и НАТО-Грузия. В то же время общественное мнение на Украине расколото по этому вопросу, особенно в свете войны в Грузии и нынешнего политического кризиса в стране.
Интервью с Саакашвили публикует субботний номер итальянской La Stampa. Грузинский президент отвечал по телефону на вопросы группы иностранных журналистов после его свидетельств перед парламентской комиссией в Тбилиси, где он впервые признал, что именно грузинская сторона начала операцию, которая переросла в войну с Россией в августе этого года. По словам грузинского президента, несмотря на это, "интервенцию в Южную Осетию нельзя считать войной, потому что мы воевали на своей территории, и мы пытались предотвратить российское вторжение".
Отвечая на вопрос журналистов о том, продемонстрирует ли Совет НАТО, который соберется на этой неделе, более благоприятное отношение, чем в прошлом, к сближению Грузии с Североатлантическим альянсом, Саакашвили сказал, что на апрельском саммите в Бухаресте НАТО показало свою разобщенность, что сделало Россию еще более опасной. Грузинский президент боится, что на этой неделе будет зарегистрирован еще один сигнал, свидетельствующий о слабости альянса, и подчеркнул, что Россия хотела добиться именно такого результата.
Комментируя заявление представителя США в НАТО о том, что сближение Грузии и Украины будет осуществляться в форме оказания помощи в реализации военных, экономических и политических реформ, Саакашвили ответил: "Да, таким образом Америка заявляет, что Грузия может войти в НАТО, не присоединяясь к Плану действий по членству в НАТО. Мы придерживаемся того же мнения".
Затем грузинскому президенту были заданы вопросы о слухах, что США якобы готовятся заменить Саакашвили на его бывшую союзницу Нино Бурджанадзе, и о возможности нормализации отношений с Россией.
Американское издание The International Herald Tribune публикует статью украинского президента Виктора Ющенко, посвященную вопросу вступления Украины в Североатлантический альянс, под заголовком "Мы готовы, если вы готовы". Украинский лидер пишет прямо: "Мы заинтересованы в ПДЧ, и мы ждем положительного сигнала от альянса. Мы верим, что готовы к более тесному сотрудничеству".
Украина, по мнению Ющенко, неоднократно доказала эффективность своего участия в европейской и евро-атлантической безопасности, она добровольно отказалась от одного из крупнейших ядерных арсеналов в мире и в настоящее время обеспечивает безопасность энергетического транзита, проходящего по ее территории.
Как утверждает украинский президент, никакая страна не представляет действительной угрозы Украине, так что стремление в альянс - это даже не вопрос обороны, а скорее желание влиться в структуру коллективной безопасности в нынешнем динамично развивающемся и глобализирующемся мире.
Киев понимает, в чем суть дискуссий внутри блока: основное беспокойство вызывает отрицательная реакция России, пишет Ющенко, однако недовольство "третьих стран", по его мнению, не может быть поводом для отказа от декларируемых НАТО принципов. Как напоминает Ющенко, Россия выступала резко против во время расширений 1999 и 2004 годов, но тогда это не остановило альянс.
Приводя еще ряд доводов в пользу вхождения его страны в НАТО, он заключает: тот, кто видит Европу сильной, безопасной и единой, не увидит препятствий ни в предоставлении Украине ПДЧ, ни в наделении ее статусом полноправного члена альянса.
Newsweek предлагает аналитический материал Майкла Мандельбаума "Нужно развеять подозрения Москвы". У России есть причины расценивать расширение НАТО на восток как коварство, пишет автор: российская сторона полагает, что тем самым Запад нарушил ранее взятое обязательство и подорвал доверие к себе, отмечает автор. "Если американская сторона действительно полагала, что членство в НАТО - лучшая гарантия свободных выборов и соблюдения конституционных прав, почему немедленно не предложила вступить в альянс крупнейшей из посткоммунистических стран - самой России?" - вопрошает Мандельбаум.
Расширение НАТО также научило Россию, что только самоутверждение в военной сфере даст Москве право голоса в международных отношениях на европейской арене.
В свете вышеизложенного неясно, как Западу обходиться с Россией теперь, - все варианты по-своему плохи, утверждает обозреватель. Прием Грузии в НАТО повлечет за собой гонку вооружений, но бездействие будет выглядеть как отступление перед российской агрессией, пишет он. Новый президент США должен исходить из принципа врачей "не навреди", то есть отсрочить прием Грузии и Украины в НАТО, рекомендует Мандельбаум.
Одновременно Западу следует возобновить сотрудничество с Россией в сфере безопасности. НАТО должно в итоге либо принять Россию в свой состав, либо уступить место новой, более широкой архитектуре безопасности. Правда, нынешний российский режим не вселяет доверия, необходимого для подлинного сотрудничества, замечает автор. Западу остается надеяться только на развитие свободного рынка в России, что, по его мнению, оздоровит политику страны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях