La Stampa | 1 декабря 2009 г.
Возможность пролить свет на отношения Италия - КГБ
Франческо Гриньетти
В архивных документах КГБ, переданных Сильвио Берлускони белорусским президентом, содержится тайна, хранившаяся более полувека, пишет Франческо Гриньетти в статье, напечатанной в газете La Stampa.
Несколько лет назад бывший глава итальянского государства Карло Адзелио Чампи посетил Тамбов. За городом, в продуваемой ледяным ветром долине, он поклонился надгробию, на котором не было ни имен, ни цифр, одна лишь надпись, гласившая о том, что в лагере для военнопленных, наспех построенном солдатами Красной армии в 1941 году, умерли от лишений и болезней 8197 итальянских заключенных. Смертность среди итальянских солдат была кошмарная - 68%. Еще хуже пришлось немецким солдатам, которых русские ненавидели, как никого другого: в живых остались лишь 24% от общего числа пленных. Но в тот день никто не мог рассказать Чампи, кто и почему там похоронен, потому что документы тамбовского лагеря, как и всех советских лагерей, поглотивших 40 тысяч итальянских заключенных, были засекречены и ревностно хранились в архивах КГБ.
Но теперь произошел поворот, довольно неожиданный. И может возникнуть закономерный вопрос: к чему столько секретов в этой столь давней истории? А ответ прост: в ее глубинах кроются сведения о самых неприглядных сторонах коммунизма, в том числе и итальянского. Автор статьи рассказывает о скандале, вспыхнувшем в 1992 году и связанном с появлением письма лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти к одному из чиновников Коминтерна Винченцо Бьянко. В этом письме с поразительным равнодушием, если не сказать больше, говорилось о судьбе итальянских пленных, дохнувших как мухи в советских лагерях. Историк Джулио Бедески в свое время написал книгу, в которой приводятся свидетельства итальянских пленных, которым удалось выжить и вернуться на родину. Кроме того, фактом является то, что охранниками и надсмотрщиками над итальянскими пленными были итальянцы, "коллаборационисты", одетые в русскую форму и вооруженные винтовками.
Если бы документы, которые Лукашенко передал Берлускони, относились к более позднему периоду, в них можно было бы отыскать еще больше интригующей информации. Некоторые уже потирают руки. Из Белоруссии могут прийти сведения, которые могут дополнить архив Митрохина, иными словами, могут быть раскрыты нити, связывавшие КГБ с итальянскими политиками.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях