Статьи по дате

Los Angeles Times | 1 февраля 2000 г.

Ничто не может остановить войну Путина

Эдвард Н.Латтвак

Ведущий специалист Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне в своей статье рассматривает экономический и политический контекст чеченской войны, пытаясь ответить на вопросы: Могут ли русские проиграть войну в Чечне и может ли Владимир Путин потерпеть поражение на президентских выборах?

Безусловно, важно рассматривать войну в широком контексте. Баррель нефти стоит 25 долларов, а продвижение к реальной рыночной экономике и улучшение государственного финансирования положительным образом отражаются на условиях жизни населения. Ликвидированы все задержки по выплатам пенсий, текущие пенсии выплачиваются вовремя, также как и зарплата госслужащим. Многие предприятия, находящиеся в госсобственности, продолжают оставаться убыточными - они платят мало и не вовремя, но их доля в российской экономике продолжает сокращаться. Все это в пользу Путина.

Политический контекст также благоприятен для Путина. Он уже действует, как "президент всех россиян", так как ему удалось расположить к себе оппозицию. Его партия "Единство" проголосовала за сохранение на посту спикера Думы представителя коммунистов в обмен на обещание КПРФ поддержать правительство Путина. Молодые реформаторы из СПС и либеральное Яблоко были возмущены сделкой с коммунистами, но, конечно же, обе эти партии будут голосовать в Думе за любые реформаторские решения. В явной оппозиции продолжает оставаться ОВР Евгения Примакова и мэра Москвы Юрия Лужкова. Объединившись с коммунистами, Путин лишил Примакова их поддержки, оставив экс-премьера с "лужковскими" деловыми кругами и некоторыми союзниками московского мэра в регионах. Ни одна партия кроме Яблока не выступает против войны.

Русские захватывают кварталы Грозного и стратегически важные позиции в горах. Но чеченские боевики не только в Грозном, они повсюду. Чеченцы смешиваются с мирным населением, когда приходят русские, чтобы затем при возможности выйти, нанести удар и опять спрятаться.

Большая часть чеченских мужчин потенциальные партизаны. Это воинственная нация. На протяжении всей истории империям приходилось вести борьбу с ней путем истребления и депортаций. Но Российская Федерация уже демократическое государство. Поэтому, Кремль избрал лишь одну возможную стратегию: не бороться с нацией, а бороться с "бандитами", которых можно загнать в горы, и контролировать их действия. Хроническая нестабильность будет сохраняться, но, согласно логике стратегии Путина, нестабильная Чечня лучше опасной Чечни. До войны, вся территория республики была базой преступников и, по крайней мере, одной мощной исламской группировки. Они могли закупать оружие, обучать боевиков военному делу и действовать достаточно открыто. После этой войны, они останутся бандитами и партизанами, но опасность уже не будет распространяться за пределы Чечни.

Складывается впечатление, что российское военное руководство пытается завершить крупномасштабные боевые действия к 1 марта, до проведения президентских выборов, и делает все, чтобы сократить потери. Таким образом, Россия избрала осторожную тактику.

Именно поэтому моральный дух российских войск более высок: они знают, что их жизнями уже не будут так бездумно рисковать, как это было в 1994-1996 годах. Существует три категории войск. К первой относятся молодые призывники - именно с ними чаще всего встречаются журналисты. Они молоды, плохо подготовлены, очень часто напуганы. Реже журналистам удается побеседовать с представителями элитных десантных подразделений, которые в настоящее время задействованы в боевых действиях в Грозном. Они старше, лучше подготовлены, в их подразделениях чаще происходит ротация. Есть также ОМОН, это милицейские формирования, из самых различных регионов России. Предполагается, что именно они будут обеспечивать порядок в захваченных районах. Они, неизбежно, будут больше всех страдать от действий партизан, но они профессионалы, очень часто реакционно настроенные. Нет ни одного признака того, что война Путина может быть закончена в результате мятежа.

Российская тактика немилосердна: безопасность мирных граждан полностью игнорируется. Но и ни одна западная армия не применяла бы другую тактику, поскольку все, также как и русские, будут стремиться свести к минимуму свои потери. Вряд ли какое-либо западное правительство будет испытывать удовольствие в связи с тем, что после завершения путинской войны Чечня превратится в базу преступников и исламских боевиков.

Что касается российской общественности, то немногие думают, что Чечне можно предоставить самостоятельность. Это самый сильный аргумент Путина в споре с противниками войны: как вы будете защищать прилегающие к Чечне районы, если она вновь будет брошена на произвол судьбы? Ничто, таким образом, не остановит войну Путина: ни неполная победа, которая является её целью.

Источник: Los Angeles Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru