The Washington Post | 1 февраля 2001 г.
Искатели сокровищ видят свет в обоих концах чешско-немецкого тоннеля
Питер Финн
На редкость упорные и безуспешные поиски Янтарной комнаты, увезенной нацистами из российского дворца в 1941 г., привели охотников за сокровищами в отдаленную деревню на границе, где началась подземная гонка между соперничающими немецкой и чешской командами.
Обе команды искателей пропавшего янтаря одинаково убеждены в том, что легендарная добыча мародеров спрятана в огромной, давным давно заброшенной шахте, проходящей под границей между странами.
Пока продолжаются раскопки, возникает вопрос: с чьей стороны от границы находится сокровище?
"Там ее нет, - считает шестидесятишестилетний Гельмут Гэнзель, руководитель чешской команды, работающей в чешской деревушке Гора Святе Катерини, с сочувствием глядя в сторону Германии. - Я абсолютно уверен, что в этом году люди смогут посмотреть на Янтарную комнату. Она находится в Чешской республике. Я уверен в этом."
Не спеши, Гельмут
"Она где-то здесь, - говорит Хайнц-Петер Хаустайн, мэр Дейчнейдорфа, рассматривая карту немецкой части шахты и потягивая пиво - янтарного оттенка, разумеется. - Они не нашли ее у себя, потому что у них ее нет. Она здесь."
Однако некоторые исследователи истории нацистских грабежей полагают, что этого шедевра искусства барокко уже нет нигде, поскольку он уничтожен.
Янтарная отделка, инкрустированная драгоценными камнями, была изготовлена немецкими мастерами и в 1716 г. подарена Петру Великому Королем Пруссии Фредериком Вилльямом Первым. Позднее, во время царствования Екатерины Великой, отделка - по оценкам, шесть тонн балтийского янтаря - была использована для украшения стен большого зала Царскосельского дворца. Зал стал одним из национальных сокровищ России.
"В 1770 г., когда закончились работы, комната выглядела потрясающе, - писали историки искусства Константин Акинша и Григорий Козлов в своей работе "Прекрасная добыча".
"Она освещалась 565 свечами, свет которых отражался от теплой золотой поверхности янтаря, мерцал в зеркалах, позолотке и мозаиках".
В 1941 г., захватив Царское село в ходе войны с Советским Союзом, нацистские войска разобрали комнату, отвезли ее в немецкий город Кенигсберг (в настоящее время - российский Калининград) и поместили в городском замке. В январе 1945 г., когда город подвергался мощным бомбардировкам войск союзников, комната была вывезена из города и, как следует из нацистских документов, по всей видимости отправлена в Саксонию.
Таким образом, ключ номер 1: Дойчнейдорф находится в Саксонии. (Совпадение?)
Однако, как пишут Акинша и Козлов, имеется "огромное количество свидетельств" того, что отделка погибла во время пожара в Кенисбергском дворце - россияне, захватив город в 1945 г., сначала придерживались именно этой теории. Однако на следующий год сотрудник российского музея, посетив Калинингард, пришел к выводу, что янтарная отделка могла уцелеть, сгорели же лишь остальные части - дерево и мозаика.
Так началась охота, которая продолжается вот уже 55 лет. Версии о местонахождении Янтарной комнаты разнятся от "она на самом деле у россиян, просто они это скрывают" до "она у американцев, но они это скрывают". И все это время без какого-либо результата по всей территории Европы выкапывается яма за ямой, причем в числе искателей сокровищ - сотрудники КГБ и "Штази", уже несуществующей восточно-германской тайной полиции.
Но мэр Хаустайн - уверенный в себе человек.
Ключ номер 2: В 1944 г. в Дойчнейдорф приезжал один большой нацистский начальник. ("Зачем?" - загадочно спрашивает мэр.)
Мало того, у мэра есть источники - имена он не раскрывает - люди из SS, в том числе "Мартин Дж.", бывший эсэсовец, якобы служивший в специальном подразделении, которое находилось в ведомстве известного расхитителя художественных ценностей, высокопоставленного нациста Германа Геринга.
Ключ номер 3: Незадолго до своей смерти Мартин Дж. сообщил Хаустейну, что сокровища закопаны в Дойчнейдорфе. (Очень, очень интересно.)
И, наконец, ключ номер 4: старейшие жители деревни помнят, как глубокой апрельской ночью 1944 г. сюда приезжали тяжелые грузовики с какими-то коробками. Плоскими коробками. ("Это точно", - говорит мэр.)
В сумме четыре ключа могут сложиться в сотни миллионов долларов - именно так может оцениваться комната на сегодняшнем художественном рынке. Искатели сокровищ могут получить приличную сумму, поскольку как по немецким, так и по чешским законам нашедший какой-либо трофей Второй мировой войны получает 10% от его стоимости.
Не факт, что Хаустейн просто находится во власти иллюзий. В середине 90-х в немецком городе Бремене были найдены две части Янтарной комнаты - Флорентийская мозаика и стол восемнадцатого века. Это возродило надежды на то, что комната уцелела. Обе части были возвращены в Россию.
Хаустейн замечает, подмигивая и характерно кивая, что правительство Германии предоставило ему средства на постройку "центра для посетителей" в шахте, а стало быть проект имеет официальную поддержку, пусть и не высказанную открыто. Как и Гэнзелю, ему помогают частные спонсоры. Обе стороны тратят на поиски десятки тысяч долларов.
В команде Хаустейна работают специалисты по горным работам и историки. В настоящее время идут работы по укреплению лабиринта тоннелей, проходящих под деревней. Однако им разрешено исследовать только немецкую часть шахты. Часть тоннелей обрушилась - или, как предпочитает говорить мэр, была взорвана в 1945 г. Немцам может понадобиться несколько месяцев на то, чтобы найти тайник, где, как они считают, спрятаны сокровища.
Обе стороны заявляют о том, что если сокровища будут найдены, все будет возвращено в Россию. "Мы занимаемся этим не ради денег, - подчеркнул Хаустейн. - А ради деревни, Германии и всего мира".
У находящегося в Чехии Гэнзеля тоже есть источники - имена которых он не называет - люди из SS, в том числе некий мужчина, с которым он встречался в отеле во Франкфурте и который описал шахту в Горе Святе Катерини со "стопроцентной точностью". По окончании двухлетней судебной тяжбы с этой деревней по поводу прав собственности Гэнзель заявил, что немедленно начинает копать и продираться сквозь разрушенный вход в тоннель с чешской стороны.
Гэнзель уверен, что в течение шести недель он выяснит, что находится в его тоннеле - Янтарная комната, какое-то другое сокровище или вообще ничего. Конкуренты утверждают, что он найдет лишь кости тех, кто перетаскивал добычу в немецкую часть шахты, а также тех, кто был убит SS, не желавшей, чтобы остались свидетели. (Они узнали об этом из своих источников.)
В любом случае у Гэнзеля есть запасной вариант: "Если не здесь, то я знаю еще два места в Чешской республике, где она может быть".
Где эти места? Не спрашивайте.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях