The Washington Times | 1 февраля 2005 г.
Аббас в России не чужой
Питер Лавелль
Палестинский президент Махмуд Аббас в ходе первого государственного визита после своего январского избрания на место Ясира Арафата в понедельник провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным, стремясь заручиться поддержкой Кремля до начала мирных переговоров с Израилем 8 февраля.
Аббас в России не чужой: он получил докторскую степень в Московском университете, полагают также, что у него обширные знакомства среди российских военных и представителей спецслужб. Поскольку Аббас был одним из первых лидеров движения "Фатх" и Организации освобождения Палестины, считается, что он принимал непосредственное участие в "военных операциях" палестинцев и работал с зарубежными контактами.
В число этих зарубежных контактов, несомненно, входили советские оперативники в регионе. Тогда Советский Союз делал все возможное, чтобы разжечь палестино-израильский конфликт. Сегодня и России, и Палестинской автономии очень нужно урегулирование конфликта, длящегося уже десятилетия.
Изменился Аббас, изменилась и Россия. Согласно официальной биографии Аббаса, превращение боевика в сторонника компромиссов началось в 1980-е годы. Познакомившись с левыми израильтянами, среди которых были и сионисты, он дистанцировался от поддержки Арафатом саддамовского Ирака. Пытаясь продемонстрировать свою независимость и показать, что среди палестинцев есть мнения, отличные от мнения Арафата, Аббас совершил поездку по странам Персидского залива, утверждая, что Хусейн не является истинным другом палестинцев.
Аббаса считают движущей силой соглашений, подписанных в Осло, к нему хорошо относятся в Вашингтоне, Иерусалиме и Брюсселе.
Когда Арафат впервые приехал с визитом к тогдашнему президенту Борису Ельцину, он превозносил российского лидера до неприличия. Арафат воспринимал Россию как СССР - сверхдержаву и вечного друга, поддерживающего палестинцев. Но при Ельцине роль России на Ближнем Востоке изменилась. После прекращения прямой идеологической конфронтации с Западом положение России в регионе существенно ослабло. Аббас и Путин хотят повернуть эту тенденцию вспять, аналогичное желание выражают многие арабские страны.
Аббас приехал в Москву не как "старый товарищ", ищущий советского покровительства. Он принял совсем иной тон, объясняя, почему первый государственный визит он совершил в Москву. "Это демонстрация уважения, которое палестинский народ испытывает к народу России, это демонстрация важной роли, которую играет Россия на мировой арене и, прежде всего, на Ближнем Востоке".
Российские источники сообщили, что президенты обсуждали палестино-российские отношения, Ирак, демократизацию и реформы на Ближнем Востоке.
Открывая пресс-конференцию, Путин заявил Аббасу, что жизнь в регионе продолжается и в Палестине "очень много проблем, которые десятилетиями ждут решения". "Мы надеемся, что нам удастся сделать решительные шаги и в улучшении отношений с Израилем, и в улучшении экономической ситуации в Палестине. Мы готовы активно работать и с вами, и с вашими коллегами, и со всем международным сообществом в решении этих проблем", - добавил он.
В преддверии первых с 2000 года переговоров с Израилем, которые должны начаться 8 февраля, Аббас заручается международной поддержкой везде, где только может. В настоящее время он пользуется доверием всех участников мирного процесса и хочет встретиться с израильскими коллегами, имея за спиной мировое сообщество.
Аббас заявил о своей надежде, что позиция России, поддержка и помощь, которую она предоставляет как на двусторонней основе, так и в составе четверки международных посредников, послужит достижению прочного мира на Ближнем Востоке.
Что получит Путин в обмен на поддержку? Об этом позволяет судить высказывание Путина после встречи двух лидеров. "Мы решительно осуждаем терроризм во всех видах и проявлениях и будем решительно бороться с этим злом". Путину нужна помощь Аббаса в борьбе с терроризмом не меньше, чем Аббасу - влияние Путина на израильских политиков.
Россия снова появляется на Ближнем Востоке. На прошлой неделе в Москве побывал президент Сирии Башар Асад, восхвалявший роль России в международных делах и добившийся списания значительной части многомиллионного сирийского долга Москве. Что получила за это Россия? Неизвестно, но тема борьбы с терроризмом наверняка обсуждалась. Не желая рисковать, Путин вступает в контакт с влиятельными лидерами арабского мира ради того, чтобы исламские фундаменталисты оставались по ту сторону российской границы.
Аббас приехал в Москву как человек компромисса и как носитель исторической миссии. Осуждая насилие и терроризм собственного народа, Аббас сближается с давним другом по другим причинам. И Аббасу, и Путину нужен прочный мир на Ближнем Востоке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях