La Repubblica | 1 февраля 2007 г.
Символ Москвы в опасности: может рухнуть Останкинская телебашня
Леонардо Коэн
В течение десяти славных советских лет Останкинская телебашня высотой в 540 метров, взметнувшаяся в небо, как ракета "Восток", была самой высокой в мире. С 5 ноября 1967 года и до середины 1977 года она удерживала пальму первенства, пока не была построена телебашня в канадском Торонто. Это были очень горькие моменты, поскольку вместе с Кремлем Останкинская телебашня стала одним из символов советской столицы, гордостью режима. Между тем она остается самым высоким сооружением в Европе и до сих пор лидирует: пока никто на Старом континенте не пытается побить ее рекорд. И слава архитектора Николая Никитина будет греметь всегда - до тех пор пока стоит сама башня.
Увы. Уже возникают сомнения в ее прочности по причине страшного пожара, который грозил уничтожить ее 27 августа 2000 года: были разрушены электрические кабели, лифты, залы. Половина из сотни тросов, которые служат опорой для остова башни из армированного цемента, лопнули, что нанесло ущерб ее прочности. Несмотря на это башня не рухнула, что было воспринято как добрый знак. Государство решило ее восстановить и начало крайне дорогостоящие реставрационные работы. До этого пожара в августе 2000 года, за 33 года достойной службы, башня приняла свыше 10 млн туристов, и половина из них "отведали самой высокой еды в мире" в панорамном ресторане "Седьмое небо", вращающемся на высоте 334 метров над землей: полный оборот вокруг оси башни посетители, сидевшие за столиками, совершали за 40 минут, наполненных эмоциями. В ночное время открывавшийся с высоты вид был еще более зрелищным.
Но именно восстановительные работы создают угрозу для этого объекта. Потому что проблема заключается в прочности структур, которые весят 51400 тонн. Или, вернее, в прочности новых материалов, которые должны заменить те, что пострадали в результате пожара. Речь идет о материалах несоответствующего качества. Речь идет о самой распространенной болезни в мире строительства: подрядных работах, тесно связанных с бичом спекуляции. Эта болезнь вызвала полемику и обойденную молчанием смерть одного из рабочих, погибшего в результате несчастного случая. Все произошло во время установки под напряжением одного из стальных тросов, которые должны поддерживать конструкцию башни. Эти тросы, через равные интервалы, крепятся при помощи "ключиков". Один из них не выдержал натяжения, равного 70 тоннам, хотя теоретически эти крепления должны выдерживать вес свыше 100 тонн. Экспертиза показала, что уровень сопротивления металла, из которого было сделано крепление, был значительно ниже установленной нормы. Иными словами, кто-то смошенничал.
И если бы не статья в "Московском комсомольце", о сложившейся ситуации никто бы так и не узнал. На веб-сайтах идет бурная полемика. Еще пару месяцев назад сам вице-премьер Дмитрий Медведев побывал у строителей и побуждал руководителей работ завершить реконструкцию в установленные сроки, чтобы можно было достойно отметить 40-ю годовщину ввода башни в эксплуатацию. Но тогда никто не осмелился сказать правду: как это случалось и во времена СССР. И вот сегодня эксперты настроены пессимистично: они говорят, что необходимо проверить каждое из многих сотен креплений, а потом и все остальное. Пусть даже с риском вызвать недовольство политиков. Жесткие проверки стали более чем обоснованными. Для Москвы, стремящейся к гипертехнологичному урбанизму, стало бы трагедией обрушение телебашни по причине недоработок и махинаций.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях