Le Figaro | 1 февраля 2016 г.
Действительно ли российская армия переживает возрождение?
Пьер Авриль
После молниеносной войны в Крыму, гибридной войны на Донбассе и операций в Сирии многие заговорили о том, что российская армия, подобно фениксу, возрождается из пепла, пишет Le Figaro. "В нее вкладывают деньги, ее модернизируют, - отмечает корреспондент Пьер Авриль. - Даже наиболее критично настроенные по отношению к Кремлю эксперты признают эффективность операций, проводимых в последние два года, особенно отмечая быстроту развертывания российских войск. 27 февраля 2014 года: прошло всего 24 часа между приказом Владимира Путина и захватом войсками специального назначения здания Верховного совета в Севастополе, что стало прелюдией к аннексии Крыма, произведенной без кровопролития. Та же оперативность отмечена на Донбассе, где российские войска и танки пришли на помощь сепаратистам в самые сложные моменты конфликта, чтобы потом отойти за границу. Эти тайные операции позволили Кремлю отрицать свое участие в гибридном конфликте. И, наконец, кампания сирийских бомбардировок позволила армии Башара Асада вернуть свои позиции. Эти операции стали возможны благодаря многочисленным крупномасштабным учениям, проводившимся в российской армии в последние годы".
"В общественном мнении эти успехи ассоциируются с действующим министром обороны Сергеем Шойгу. На самом же деле архитектором модернизации армии стал его предшественник, Анатолий Сердюков. Заняв этот пост в 2007 году, он ликвидировал несуществующие полки, унаследованные от СССР, сокращал дивизии, уменьшал срок службы по призыву, отдавая предпочтение профессионализму, следуя примеру западных армий. Он лично инициировал создание подразделений быстрого реагирования, задействованных в Крыму. Однако этот гражданский министр, проводивший переговоры о закупке французских "Мистралей", настроил против себя военно-промышленное лобби, обвинив его в неповоротливости и завышении цен. Его попытки сотрудничества с западной военной промышленностью, без сомнения, стоили ему поста", - подчеркивает газета.
После аннексии Крыма и конфликта на Донбассе, пробудивших у западных соседей России рефлекс самообороны, Североатлантический альянс представляется в России как враг номер один, продолжает издание. Россия регулярно заявляет об усилении потенциала НАТО у своих западных границ и в качестве ответа намеревается разместить в этом году три новых дивизии у своих границ вблизи Белоруссии, Украины и Донецкой области. "Хотя Брюссель и Москва отрицают желание перейти к гонке вооружений, она уже началась. 26 января американское командование в Европе назвало "предотвращение российской агрессии" своим приоритетом на 2016 год, несмотря на то, что Вашингтон выступает за возобновление диалога между Россией и НАТО", - констатирует издание.
"Следует различать два конфликта: украинский, где военные цели очевидны, и сирийский, где цели войны представляются более размытыми. Наряду с помощью своему сирийскому союзнику Владимир Путин воспользовался сирийским конфликтом, чтобы положить конец своей дипломатической изоляции и повысить силу устрашения, которой обладает Россия в мире. Поворотным моментом стало 8 декабря, когда российская армия впервые запустила с подводной лодки крылатую ракету "Калибр" в направлении Ракки", - полагает издание. Стратегия Кремля направлена на использование ядерного потенциала в политических целях, считает военный аналитик Александр Гольц. А для этого есть одна-единственная возможность: убедить Запад, что мы немного безумны, подобно Ким Чен Ыну в Северной Корее. В НАТО склонны очень серьезно относиться к такой риторике, отмечает газета.
Список заказов российской армии на 2016 год очень обширен, однако ввиду экономического кризиса все пожелания выполнить не удастся, продолжает Авриль. "Помимо бюджетных ограничений программу перевооружения может сдерживать производительная способность ВПК, сохранившего многочисленные пережитки советских времен и пронизанного коррупцией", - пишет газета. По мнению Павла Фельгенгауэра, Россия просто не успела перевооружиться раньше, так как рассчитывала на конфронтацию с Западом не ранее 2025 года, поэтому процесс массового производства начинается только сейчас. А конфликт, если он будет, начнется раньше, считает эксперт. Из-за недостатка призывников и контрактников есть сомнения и относительно способности армии достичь численности в миллион человек к 2020 году. По мнению многих экспертов, эти упущения сделают затруднительной для России конкуренцию с НАТО.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях