Frankfurter Rundschau | 1 июля 2008 г.
Новые шансы для российской оппозиции
Виктор Функ
Новый лидер "Яблока" Митрохин хочет объединить силы. Немецкие фонды делают ставки на внутреннюю динамику кремлевских партий
Для российской оппозиции шаг одного человека может иметь решающее значение: Григорий Явлинский, многие годы возглавлявший российскую либеральную партию "Яблоко", недавно освободил свой пост, отдав его своему преемнику. С его уходом у слабой российской оппозиции появился шанс приобрести большее влияние.
В течение многих лет Явлинский препятствовал сотрудничеству своей партии с другими более мелкими политическими партиями. Например, объединившись с "Союзом правых сил" (СПС), партиям в 2007 году удалось бы попасть в парламент. Однако упрямство Явлинского воспрепятствовало объединению критически настроенных по отношению к Кремлю партий.
Новым председателем партии "Яблоко" стал Сергей Митрохин. В поздравительном послании Никита Белых, лидер СПС, призвал его "забыть противоречия между демократическими силами". По словам Белых, он надеется, что Митрохин будет способствовать объединению демократической оппозиции.
На это можно рассчитывать, поскольку Митрохин выступал за сотрудничество еще перед парламентскими выборами 2003 года. Обе партии не сумели тогда преодолеть 5-процентного барьера, который на сегодняшний день составляет уже 7%. Депутаты от партии "Яблоко" заседали в российской Думе в период с 1994 по 2003 год, СПС - с 2000 по 2003 год. Получится ли у них совместными усилиями добиться большего успеха, зависит также и от того, насколько Митрохин сумеет получить независимость от своего предшественника.
Эксперты, знакомые с российской политической системой, настроены на этот счет скептически. "Даже если эти партии объединятся, что из этого? - задается риторическим вопросом Маттес Бубе, который в течение 5 лет возглавлял московское бюро Фонда имени Фридриха Эберта. - Эти партии слишком слабы".
Кроме того, неоднозначные оценки вызывает и новая роль самого Явлинского. Он как и прежде "сидит на ресурсах партии и больше нацелен на поддержку неправительственных организаций, чем других партий", комментирует Фальк Бомсдорф. С 1993 года он возглавляет московское бюро близкого к СвДП Фонда имени Фридриха Ноймана. Кроме того, оппозиция страдает не только от разобщенности своих лидеров: "Яблоко", СПС и другие небольшие партии просто не в состоянии достучаться до избирателей", - объясняет Петер Шмидт, руководитель московского бюро близкого к ХДС Фонда имени Конрада Аденауэра. "Яблоко" и СПС слишком сконцентрированы на пожилых избирателях, большинство из которых являются представителями интеллигенции. "До сих пор у них как-то не получалось заинтересовать более широкие слои избирателей".
Большего эксперты ожидают как от обретения независимости Дмитрием Медведевым от экс-президента Владимира Путина, так и от тенденций внутри созданных Кремлем партий. Изначально кремлевские партии были созданы технократами буквально из ничего, с привлечением огромных финансовых затрат. Действующими лицами этих партий стали ориентированные на карьерный рост сторонники Путина. Но и они оказались не полностью контролируемыми.
В нынешней Думе представлены 4 партии, три из которых находятся на поводке у Кремля, а коммунисты являются единственными представителями парламентской оппозиции. По оценкам Бомсдорфа, три прокремлевские партии в будущем могут сыграть важную роль: "Они существуют уже определенный период времени и начинают преследовать свои собственные интересы". Эти внутренние силы могут заставить их встать на демократический путь.
Также по теме:
Некогда влиятельный рупор российского либерализма борется за выживание (The Wall Street Journal)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях