The Wall Street Journal | 1 июля 2008 г.
Печальный итог северокорейской политики Буша
Джон Болтон
"Maskirovka" - тайное советское искусство отрицания, обмана и сокрытия - спустя годы после исчезновения Советского Союза живет и здравствует в Пхеньяне. К несчастью, администрация Джорджа Буша этого, похоже, не осознает.
С большой помпой и официозом администрация приняла северокорейскую "декларацию" о ядерной программе страны, хотя это и не имело особого смысла. Упомянутый отчет явно ограничен, неполон и почти наверняка нечестен. В ответ президент Буш лично провозгласил, что Северная Корея больше не является государством, поддерживающим терроризм, и врагом Соединенных Штатов. А в качестве последнего пышного шага Северная Корея устроила "потемкинскую деревню наоборот" - разрушила ветхую охлаждающую башню устаревшего реактора в Йонбене. Этот театр, приуроченный к последним дням пребывания президента на посту, призван обозначить, какое наследие он оставляет после себя.
Северная Корея последовательно нарушала все значимые соглашения с США с момента создания КНДР. Администрация Буша не объясняет, почему новый договор не попадет в этот длинный список, и лишь безосновательно надеется на удачный исход. Где мы это слышали совсем недавно? Барак Обама и Джон Керри выступили в поддержку нового договора, а Обама заявил, что намерен использовать политику Буша применительно и к другим государствам-изгоям. Тем самым он показал, каким обещает быть начало президентства Обамы.
В соглашении от 13 февраля 2007 года недвусмысленно говорилось, что Северная Корея обязана предоставить "полный отчет обо всех своих ядерных программах" в течение 60 дней. Очевидно, что это условие не было выполнено - ни с точки зрения сроков, ни по сути. Давно уже говорили, что в отчет, поступивший с задержкой более чем в 14 месяцев и пока не опубликованный, не войдет информация о ядерном оружии, обогащении урана или действиях по распространению ядерных технологий - например, по созданию в Сирии копии ядерного реактора из Йонбеня. И хотя КНДР дала нам меньше, чем предполагалось 16 месяцев назад, мы отплатили Пхеньяну, дав больше обещанного, и это типично для переговоров США с Северной Кореей, которые идут уже не одно десятилетие.
Один из важнейших вопросов, ответ на который так и не получен: насколько активно в Йонбене производился оружейный плутоний, затем спрятанный от наблюдателей? Анализ широко разрекламированной документации из Йонбеня объемом 18 тыс. страниц показал, что в информации существуют значительный пробелы - особенно в том, что касается первых лет работы реактора. Таким образом, произвести по-настоящему точный подсчет невозможно. Проблема, по существу, осталась прежней, МАГАТЭ столкнулось с ней еще в годы наблюдения за работой реактора по условиям Рамочных соглашений 1994 года, потерпевших крах. Это свидетельствует, что КНДР сознательно придерживается стратегии сокрытия фактов.
По иронии, сами документы содержат следы высокообогащенного урана - вероятно, полученного в ходе той самой программы по обогащению, наличие которой Северная Корея до сих пор отрицает. Знать масштабы этой программы крайне важно, поскольку может оказаться, что КНДР будет иметь доступ к ядерным материалам независимо от того, что в итоге будет с Йонбенем, - это вновь доказывает, что уничтожение настолько устаревшего объекта вовсе не является уступкой.
Представители администрации Буша отвечают на этот и другие нерешенные вопросы, заявляя, что будут добиваться проверки информации. Однако о том, что конкретно будет сделано, в руководстве задумываются мало или не задумываются вовсе - не говоря уже о согласовании подробностей с КНДР. Учитывая, насколько хорошо Северная Корея владеет искусством "маскировки", нам придется потребовать такой открытости и такой тщательной проверки, которая подорвала бы сами основы северокорейского режима, а Ким Чен Ир явно не согласится с подобным условием.
Распространение ядерных технологий властями КНДР - например, строительство уничтоженного теперь реактора-двойника в Сирии - важно не только потому, что оно доказывает неискренность Пхеньяна. Потенциально это позволит Северной Корее продолжить развитие военной ядерной программы. Поэтому речь сейчас явно идет не о том, чтобы оставить свой след в истории. Сейчас необходимо расследовать нынешний потенциал КНДР и выяснить намерения страны. Пренебрежительное отношение к ядерному распространению, которое демонстрирует Белый дом, показывает, что он отчаянно стремится не допустить разрыва теперешнего соглашения.
Администрация утверждает, что вся подобная критика в ее адрес безосновательна, поскольку руководство США всегда намеревалось избавлять Северную Корею от ядерных технологий поэтапно. Но это не ответ. Эти слова лишь отчетливо показывают главные проблемы сделки. США невыгоден поэтапный процесс, от него выигрывает лишь Северная Корея, которая растягивает процесс, позволяющий Ким Чен Иру удерживать власть и получать максимальные политические и экономические выгоды, вытягивая их в ходе каждой мучительно долгой и болезненной фазы.
И это еще не все. Задумайтесь над тем, как негативно нынешняя сделка скажется на самой концепции американского списка государств, поддерживающих терроризм. Убрав из списка Северную Корею по политическим причинам, не имеющим отношения к терроризму, мы даем козырь тем, кто утверждает, что список составлен исключительно по политическим соображениям. Что еще более важно, Северная Корея помогала в осуществлении ядерной программы и создании баллистических ракет Сирии и Ирану (обе эти страны также входят в "почетный список террористов"), и потому практически потерпела крах доктрина президента Буша, гласившая, что к спонсорам терроризма следует относиться так же, как и к террористам.
Не забудем и о том, сколь ощутимый урон наши ошибки в вопросах терроризма нанесли альянсу США с Японией. Агенты Пхеньяна в прошлом похищали японских и южнокорейских граждан. Кто-то может возразить, что это не является государственной поддержкой терроризма, так как это прямой государственный терроризм. (Быть может, стоит создать для Северной Кореи новый список.) Но вряд ли на этом основании стоит отбирать у Японии самый мощный рычаг давления в попытках добиться от КНДР ответа о судьбе своих граждан. Ведь разве можно ожидать, что в вопросе о похищениях Северная Корея будет честнее, чем во всех остальных вопросах?
Хорошая новость лишь одна: у администрации Буша будет мало возможностей пойти на дальнейшие уступки в последние дни пребывания в Белом доме. Но для многих прежних сторонников администрации наступил мучительный политический момент. Когда президентская администрация переживает полный интеллектуальный крах (как это происходит сейчас), это навевает неизбывную тоску - и тут уже ничего нельзя поделать.
Джон Болтон - старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, автор книги "Капитуляция - не вариант: На защите Америки в ООН" (издательство Simon & Schuster, 2007 год).
Также по теме:
Северная Корея пошла на уступки по ядерному досье. Америка отменяет санкции (Corriere della Sera)
Сирийская загадка с корейским лицом (Обзор прессы)
Как Пхеньян играет с Западом (The Wall Street Journal)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях