The Wall Street Journal | 1 июля 2008 г.
Некогда влиятельный рупор российского либерализма борется за выживание
Алан Каллисон
Пятнадцать лет назад Григорий Явлинский основал политическую партию, ставшую рупором вновь обретшей свободу российской интеллигенции. Она имела парламентскую фракцию, депутаты которой выступали за демократию европейского образца, прекращение войны в Чечне и теневых приватизаций, обогащавших связанных с Кремлем олигархов. Партия, набиравшая миллионы голосов, стала неотъемлемой частью политической жизни страны.
Сегодня, когда независимые партии раздавлены, а им на смену пришли верные Кремлю формации, "Яблоко" Явлинского поставило перед собой более насущную цель - выжить. "Это как в советские времена, - говорит Явлинский. - Вы держитесь за свои принципы и свою позицию... и готовитесь к тому дню, когда ситуация изменится".
Разрушенные надежды таких политиков, как Явлинский, свидетельствуют об отчаянии, охватившем критиков Кремля в сегодняшней России. И если некоторые все еще продолжают активную борьбу, другие говорят, что все их усилия наталкиваются на подавление протестов и милицейские облавы.
Явлинский считает, что сегодня приоритетной задачей должно стать самосохранение, а не победа. По его словам, его партия все еще слишком хрупка для конфронтации с Кремлем. "Они могут закрыть нас, стоит им только захотеть", - говорит он. Кремль отрицает наличие подобного плана. Ранее в этом году тогда еще президент Владимир Путин встречался с Явлинским в Кремле.
Дискуссии о том, насколько жесткой должна быть борьба, сотрясали партию Явлинского, и на прошлой неделе он ушел с поста ее председателя, который занимал с момента создания "Яблока". 56-летний Явлинский уступает дорогу новому поколению лидеров в надежде, что это придаст партии новые силы.
Явлинский - последний из либеральных политиков 1990-х годов, до сих пор остававшийся на национальной политической сцене. В период расцвета партии, в середине 1990-х, "Яблоку" принадлежало 10% мест в парламенте, что делало его значимой законодательной силой в период президентства Бориса Ельцина. В прошлом году партия лишилась последних мест в Думе, набрав всего 1,6% голосов на выборах, которые, по словам Явлинского, были запятнаны подтасовками.
В ходе интервью Явлинский перечисляет множество факторов - в том числе и упадок США как ролевой модели демократии, - объясняющих трудности его партии. В то же время он отмечает, что масштабы трудностей преувеличены: давление со стороны властей и монополия на СМИ внушили многим россиянам страх перед высказыванием собственных взглядов.
Тем не менее, он высмеивает уличные манифестации, как бесполезный ответ на укрепление позиций Кремля, и говорит, что его партия будет держаться в стороне от коалиции под руководством экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, организующей протесты для усиления давления на правительство. Хотя в этой коалиции состоят прозападные либералы, в нее входят также коммунисты, националисты и неосталинисты - традиционные противники "Яблока".
"Мы должны оставаться собой, мы должны быть российскими демократами, - говорит он. - Если мы попытаемся быть чем-то иным, нам придет конец".
Преемник Явлинского Сергей Митрохин пообещал сохранить ориентацию партии на защиту гражданских прав. Однако пока он, похоже, больше внимания уделяет повседневным вопросам местной политики: на прошлой неделе на пресс-конференции он сказал, что хочет помочь россиянам, незаконно выселенным из квартир, и владельцам гаражей, лишающимся своих парковочных мест из-за недобросовестных бизнесменов.
Явлинский знает, что такое борьба. После создания "Яблока" он стал одним из первых противников войны в Чечне. В 1994 году преступники похитили его сына - начинающего пианиста - и отрезали ему пальцы, требуя, чтобы Явлинский пошел на попятный. Явлинский отправил своего сына и дочь жить в Великобританию.
В парламенте он стал представителем миллионов россиян, ратовавших за демократию западного образца, но видевших недостатки зарождающегося российского капитализма. В отличие от многих известных либералов, он так и не согласился войти в ельцинское правительство, так как оно было насквозь пронизано коррупцией.
Принципиальность Явлинского сделала его образцом поведения для российских демократов, но плохим партнером для формирования коалиций, говорит Владимир Рыжков, бывший независимый депутат парламента. В 2003 году, когда опросы общественного мнения предупреждали, что либералам придется объединить силы для преодоления 5-процентного барьера, переговоры были сорваны. В итоге созданные Кремлем партии одержали сокрушительную победу.
"Яблоко" столкнулось и с финансовыми трудностями. Крупнейшим спонсором партии был нефтяной магнат Михаил Ходорковский, арестованный перед выборами 2003 года по обвинению в уклонении от налогов и мошенничестве. Сегодня "Яблоко" должно несколько миллионов долларов государственным телеканалам: правительство требует, чтобы партия оплатила бесплатно предоставленное эфирное время, раз она набрала так мало голосов на думских выборах.
Остающиеся спонсоры - в основном мелкие и средние предприниматели, которые могут легко сломаться под давлением властей, говорит Борис Вишневский, долгое время возглавляющий санкт-петербургское отделение "Яблока". "Я бы предпочел более жесткую оппозицию, но в то же время я не знаю, где взять деньги", - говорит он.
Бывший депутат российского парламента Ирина Хакамада говорит, что Явлинский ушел с поста председателя "Яблока" в момент, когда все попытки 1990-х годов создать в России либеральную политику практически провалились. "Сейчас мы живем, как в 1980-е годы, когда о политике говорили на кухне, - полагает Хакамада. - Может быть, через 10 или 15 лет, когда появятся новые лидеры, придет ее время".
Также по теме:
Ветеран оппозиции покидает пост председателя партии (International Herald Tribune)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях