Neue Zürcher Zeitung | 1 июля 2010 г.
Непростое отношение грузин к Сталину
Маркус Акерет
В Грузии, на родине советского диктатора Иосифа Сталина, его публичное почитание не является чем-то зазорным. Молодые историки, пишет Neue Zuercher Zeitung, хотят переосмыслить "дело Сталина" в регионе и подправить господствующее видение истории.
Как пишет автор публикации Маркус Акерет, в Грузии до сих пор не разобрались с тем, как относиться к Сталину. Недавно статуя советского вождя на центральной площади в его родном Гори была демонтирована - чтобы обрести свое место в музее по соседству. "Немало грузин - как молодых, так и пожилых - выразили сожаление по этому поводу, высказавшись за то, что неплохо бы иметь человека калибра Сталина во главе страны и сегодня", - замечает издание.
Ностальгия по Сталину чужда молодым историкам Гиоргию Клдиашвили и Давиду Джишкариани. Вместе с группой единомышленников они основали неправительственную организацию, поставившую перед собой цель исторического переосмысления советской эпохи в Грузии. "Именно потому, что образ Сталина до сих пор удивительно позитивен в народе и на протяжении десятилетий не проводилось исследований советской эпохи в Грузии, историки хотят опубликовать в первую очередь рассказы очевидцев, стараясь дистанцироваться от собственных оценок", - пишет автор публикации.
"В советское время не все было плохо", - говорит Клдиашвили, выражая сожаление в связи с тем, что сегодня историческое переосмысление того периода не является государственным приоритетом.
То, как официальная власть представляет себе переосмысление советского прошлого, она продемонстрировала в Музее оккупации в Тбилиси. Эпоха тоталитаризма закончилась в 2003 году, с приходом к власти в результате "революции роз" Михаила Саакашвили, говорит экскурсовод. Музей оккупации - копия одноименного музея в латвийской столице, замечает автор, добавляя, что в отличие от рижского тбилисский не занимается собственными исследованиями.
Экспонаты музея в Тбилиси рассказывают о недолгом расцвете движения за независимость Грузии в 1918 году, затем о сопротивлении советскому государству и о волнах террора, накатывавшихся на республику начиная с 1920-х годов.
"Фактам противопоставить что-то трудно. Вопросы возникают в связи с подтекстом, интерпретацией, - пишет Акерет. - Согласно ей, горести советской эпохи пришли в Грузию извне. Тот факт, что грузины были не только жертвами, но и преступниками во всепоглощающей волне большого террора, замалчивается, как, впрочем, и не упоминается про то, что Грузия выступала агрессором в отношении меньшинств. Такова сегодняшняя политика страны. Россия до сих пор обвиняется во всех горестях, а дела с вопросом о национальных меньшинствах в связи с конфликтами вокруг Абхазии и Южной Осетии обстоят из рук вон плохо".
Как рассказывает автор, настоящей сокровищницей для историков, изучающих сталинизм, стал архив Центрального комитета компартии Грузии, который чудом удалось спасти при продаже здания в центре Тбилиси. В нем содержатся уникальные документы о молодых годах Сталина, мемуары его матери, а также депортационные списки для целых народов на территории Грузии и материалы по массовым расстрелам. В отличие от подобных заведений в Москве, отмечает журналист, архив в Тбилиси открыт для свободного доступа.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях