InoPressa: тема дня | 1 июля 2015 г.
Греческий кризис: геополитика иногда важнее, чем экономика
Обзор прессы
Греция не внесла платеж за кредит МВФ, пойдя на открытый конфликт с ЕС, но Греция стратегически необходима Европе, пишут СМИ. Несмотря на "духовно-эмоциональные связи с Россией", Ялтинская конференция дала Греции "европейский паспорт", и вряд ли Германия теперь его отнимет. Обама лоббирует прощение греческого долга. ЕС ждет итогов референдума и готов договариваться - лучше не с Ципрасом. Экономить грекам придется в любом случае, отмечает немецкий эксперт.
Греция не смогла вовремя заплатить МВФ 1,5 млрд евро и ввергла еврозону в чрезвычайную ситуацию, пишет The Guardian. Затяжной долговой кризис толкнул Грецию на грань финансового краха и нанес беспрецедентный удар по приверженности Европы идее, что переход на евро необратим. На референдуме в воскресенье греки фактически будут решать вопрос о выходе из еврозоны.
Во вторник правительство Греции неожиданно потребовало преобразовать антикризисные кредиты в новую двухлетнюю программу с бюджетом без малого 30 млрд евро, сообщают журналисты. О том, на какие уступки Греция пойдет взамен, не было сказано ни слова. Ключевые кредиторы сочли, что это "слишком мало и слишком поздно". Вечером во вторник 19 министров финансов из стран еврозоны отвергли конфронтационное предложение Ципраса.
"После того, как Греция не смогла погасить долг, кредитов МВФ больше не будет. А Греция впервые с 2010 года осталась без программ еврозоны и ЕЦБ, которые удерживали ее на плаву", - говорится в статье.
Со своей стороны, правительство Греции во вторник уверяло: назначенный референдум означает, что Афины остаются за столом переговоров.
Если на референдуме "победит Ципрас", то есть греки отвергнут условия кредиторов, по мнению Германии и других, можно будет считать, что Ципрас "сжег корабли и распрощался с евро". Если же значительное большинство греков проголосует "за", то лидеры еврозоны, вероятно, будут охотно готовы заключить новое соглашение, но не с Ципрасом, говорится в статье.
В любом случае, переговоры о новом антикризисном пакете отнимут много времени, а успешный исход не гарантирован.
Начиная с прошлых выходных лидеры еврозоны, страшась, что на них возложат вину за первый в истории отказ от евро, заявляли: для возобновления переговоров двери распахнуты. "Гамбит Ципраса во вторник стал экзаменом на доверие к этой клятве. Но, похоже, он был предпринят слишком поздно", - заключает газета.
Многие вопрошают, за каким чертом Грецию приняли в Европейское экономическое сообщество и распахнули перед ней двери еврозоны, пишет обозреватель La Vanguardia Энрик Хулиана. Ответ дают география, история и фильм "Пушки острова Наварон", герои которого пытаются уничтожить немецкую батарею в стратегически важной точке. Без Греции контроль над Средиземным морем невозможен.
Текущая греческая драма уходит корнями в Ялтинскую конференцию 1945 года, считает автор. Тогда Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились, что Греция остается в зоне влияния Запада. Когда же греческие коммунисты попытались взять власть в Афинах, Сталин оставил их без поддержки.
"Ялта гарантировала Греции "европейский паспорт", и вряд ли Германия теперь его отнимет. Для США сдерживание России снова стало приоритетной задачей. Потому Барак Обама лоббирует прощение греческого долга и заключение прочного соглашения между Афинами и ЕС", - говорится в статье. Тем временем Москва внимательно отслеживает события, Украина пылает, а Китай управляет крупным греческим портом Пирей.
"Это беспрецедентная битва географического детерминизма с лютеранской бухгалтерией. Кто в итоге овладеет пушками Наварона?" - заключает автор.
"Геополитика иногда важнее, чем экономика: достаточно взглянуть на Грецию", - пишет в The Wall Street Journal Роберт Д.Каплан из Center for a New American Security.
"Многие европейские политики знают, что Европа будет все уязвимее к российской агрессии, если ее связи с Грецией значительно ослабнут", - говорится в статье. Если бы Сталин не уступил Грецию Западу взамен на остальные Балканы и она стала бы частью "коммунистического блока", Италии (не говоря уже о Восточном Средиземноморье и Леванте) угрожала бы постоянная опасность.
Но, по мнению автора, политика и культура Греции не вполне укоренены в Западе. Греция - скорее дитя византийского и оттоманского деспотизма, чем Афин Перикла, пишет Каплан. Православие подпитывает духовно-эмоциональные связи с Россией.
"В годы холодной войны Греция никогда не чувствовала себя в НАТО комфортно, мечтая о каком-то туманном нейтралитете. НАТО и ЕС обеспечивали Греции свободу и процветание, но греки, не испытавшие на своей шкуре, каково жить в "Варшавском договоре", никогда не чувствовали благодарности", - говорится в статье.
По мнению автора, таков пролог к возвышению Алексиса Ципраса и его левой партии. Консерватизм и социализм современного толка пришли в Грецию лишь в конце ХХ века, и, едва начался экономический кризис, их быстро потеснили ультралевые и фашиствующие правые. "Если учесть давние связи Кремля в Греции, можно предположить, что сейчас у русских лучше отношения с партией СИРИЗА и ее различными фракциями, чем у европейцев (а разведданные о ней более качественные)", - говорится в статье.
Автор статьи полагает, что России на руку, если Греция выйдет из еврозоны, а экономический кризис "превратит ее в полунесостоятельное государство": "Это, наряду с расчленением и ослаблением Украины, сильно поколеблет геополитические позиции Европы".
"В более широком плане ослабление связей Греции с Западом следует рассматривать в одном ряду с укреплением Ирана и Китая - как часть процесса, мало-помалу разрушающего мощь США", - пишет Каплан. Автор заключает: если Греция выйдет из еврозоны, Европа и Америка будут заинтересованы в том, чтобы оздоровить ее экономику ("в частности, для того, чтобы не допустить российские военные корабли в греческие порты").
Глава Немецкого института экономических исследований DIW Марсель Фрацшер дал интервью журналу Focus.
Если в воскресенье греки проголосуют на референдуме против условий кредиторов, а правительство Ципраса не пожелает покинуть еврозону, то очень скоро у правительства не станет денег для выплаты пенсий и зарплат госслужащим, сказал экономист. В Греции получит распространение параллельная платежная система, а именно бартер: мол, "я вас постригу, а вы почините мне телевизор".
"Но беда в том то, что в конце концов властям придется начать экономию, против которой они сейчас выступают, причем, вероятно, в значительно больших масштабах", - указал Фрацшер.
"Чем все это обернется для еврозоны, сейчас никто не скажет", - отметил Фрацшер. "Вероятность цепной реакции для других стран сейчас не слишком велика. Но опасения внушают страны с высоким уровнем госдолга, вроде Италии. Если Италия или Испания, к примеру, окажутся в трудном финансовом положении, Германия не сможет их спасти", - заявил эксперт.
В распоряжении The Financial Times оказалось письмо, которое премьер-министр Греции Алексис Ципрас, по данным издания, отправил поздно вечером во вторник наблюдательной группе, состоящей из представителей Еврокомиссии, Европейского Центробанка и МВФ.
В двухстраничном послании Ципрас "соглашается с большинством предложений относительно экономических реформ, которые были в воскресенье опубликованы Еврокомиссией", хотя остается "несколько существенных исключений, которые все еще могут помешать заключению соглашения". Например, Ципрас стоит на своем по одному из самых спорных вопросов - о преобразовании греческой системы налогообложения, а по "сложнейшему" вопросу о пенсионной реформе даже "требует еще больших уступок".
Сегодня в 17:30 министры финансов еврозоны планируют обсудить письмо Ципраса в формате селекторного совещания, добавляет FT.
Также по теме:
Греки, добро пожаловать в Советский Союз 1991 года (BloombergView)
Как Путин хочет доказать превосходство России с помощью выхода Греции из еврозоны (Focus)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях