The Wall Street Journal | 1 июня 2001 г.
Верный союзник Путина Миллер выпрыгивает из неизвестности и оказывается за штурвалом ?Газпрома?
Гай Чейзан
Большинство наблюдателей с неподдельным облегчением восприняли поступившую в среду информацию о том, что Рем Вяхирев лишился поста главы правления крупнейшей российской компании ОАО ?Газпром?. Следующая их реакция была такой: ?Какой Алексей??
Алексей Миллер, появившийся из ниоткуда, чтобы сменить Вяхирева, не фигурировал в списках кандидатов на этот пост, составленных большинством наблюдателей. Мало того, некоторые наблюдатели вообще впервые услышали об этом человеке. Бывший заместитель министра энергетики никогда не управлял крупной компанией, не говоря уже о таком гигантском предприятии, как ?Газпром?, на котором работает 362 000 человек и которое производит 25% мирового газа.
Но у Миллера есть одно качество, которое делает его идеальным кандидатом на пост главы ?Газпрома? - доверие со стороны президента Владимира Путина. В новой России это является одним из самых ценных качеств, которым может обладать человек.
Другая его черта - географическая. Тридцатидевятилетний Миллер присоединился к толпе высокопоставленных чиновников, привезенных из Санкт-Петербурга, старой имперской столицы, родного города Путина. Правительство оказалось под контролем уроженцев этого города. И все они являются членами ближайшего окружения Путина.
Этим чиновникам доверено выполнение самых сложных задач - от военной реформы до реструктуризации государственных монополий - которые необходимо решить России, чтобы после десяти лет постоянно прекращающихся реформ втолкнуть разваливающуюся экономику в двадцать первый век.
Президент получает еще один рычаг влияния.
Вряд ли есть другое учреждение, в котором Путину было бы настолько важно иметь верного человека. ?Газпром? часто называют государством внутри государства. Эта компания мучается от непрозрачности, кумовства и коррупции. Аналитики и инвесторы говорят, что настало время правительству, крупнейшему акционеру ?Газпрома?, владеющему 38% акций компании, что-то делать.
Однако те инвесторы, которые рассчитывают на то, что приход Миллера означает начало новой эры реформ, открытости и эффективности ?Газпрома?, бывшего главу которого - Вяхирева - обвиняли в том, что он руководит этим предприятием, как своим собственным поместьем, может быть забегают слишком далеко вперед. Аналитики считают, что это назначение прежде всего связано с контролем: назначив главой компании Миллера, президент получил новый мощный рычаг влияния на российскую экономику.
?Если вы считаете, что главная задача Миллера состоит в том, чтобы поставить ?Газпром? под контроль правительства, то у него больше шансов преуспеть в этом, чем у любого другого человека, - считает Роналд Нэш, стратег московской инвестиционной компании Renaissance Capital. - Его главным положительным качеством являются хорошие личные отношения с Путиным?.
Будет ли Путин пользоваться этим рычагом для того, чтобы проводить в ?Газпроме? либеральные реформы - вопрос открытый.
Старые связи.
Знакомство этих людей состоялось в 1991 г., когда Миллер, в то время молодой либеральный экономист, стал заместителем Путина в комитете внешних сношений муниципального правительства Санкт-Петербурга.
?Он принадлежал к новому типу государственных служащих, - рассказывает Александр Беляев, занимавший в то время пост председателя городского совета. - Молодой, интеллигентный, профессиональный. Он был совершенно не похож на руководителя советских времен?.
Бывшие коллеги говорят, что Миллер сыграл ключевую роль в привлечении в Санкт-Петербург иностранных банков и компаний - таких как Wrigley, Gillette и Coca-Cola. ?Путин доверил ему проблему привлечения в город крупных иностранных инвестиций, - рассказывает Мэттью Мюррей, американский бизнесмен, управляющий консалтинговым агенством в Санкт-Петербурге и часто имевший дело с Миллером. - Они были очень близки?.
Миллер покинул правительство города в 1996 г. и три года проработал в Санкт-Петербургском морском порту. В 1999 г. он был назначен главой ОАО ?Балтийская трубопроводная система?, дочернего предприятия ?Транснефти2, управляющей российскими нефтепроводами. А в 2000 г. Миллер стал заместителем министра энергетики.
Что ждут инвесторы от реформ.
Можно попробовать понять мировоззрение Миллера, посмотрев, как он работал в ?БТС?. Аналитики критиковали этот балтийский проект, называли его примером чрезмерного государственного вмешательства в энергетику. Проект ?по сути финансируется частными компаниями, в то время как собственность и управляющий контроль остается в руках правительства?, - писал в своем аналитическом докладе московский инвестиционный банк ?Объединенная финансовая группа?.
Местные бизнесмены говорят, что работа в ?БТС? могла быть для Миллера репетицией перед исполнением главной роли в ?Газпроме?. ?Миллера перевели туда, чтобы повысить прозрачность, помочь государству повысить контроль над проектом, реализация которого застопорилась, - рассказывает один из его бывший знакомых. - Его роль - и тогда и сейчас - состоит в том, чтобы выполнять то, что ему поручают, а не играть в свои игры?.
Инвесторы многого ждут от реформ в ?Газпроме?. Они хотят, чтобы Миллер либерализовал рынок акций ?Газпрома?, создал условия для конкуренции в газовом секторе, предоставил доступ к газопроводам другим производителям газа, прекратил сделки со сторонними компаниями, которые могут быть связаны с руководством. Есть опасения, что человек, о котором мало кто слышал, и который не является газовиком, не сможет этого сделать.
Но не все согласны с этой точкой зрения. ?Взгляните на Путина, - говорит Нэш. - Его тоже никто не знал, все думали, что у него ничего не выйдет. Если Путин может добиваться успеха, значит может и Миллер?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях