Frankfurter Allgemeine | 1 июня 2009 г.
Заводу в Рюссельхайме требуется русский
Геральд Хосп
Вместе с канадским производителей автозапчастей Magna и переживающим кризис российским автомобильным концерном "ГАЗ" в качестве промышленного партнера, "Сбербанк" приобретет контрольный пакет акций компании Opel - европейского дочернего предприятия GM, пишет обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Геральд Хосп.
"Это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологии европейского производителя",- прокомментировал сделку председатель правления, президент "Сбербанка" России Герман Греф. Однако, замечает издание, моложавый 45-летний юрист Греф не позиционирует себя как спасителя - подконтрольный государству крупнейший финансовый институт в стране продемонстрировал заинтересованность в участии в консорциуме лишь около недели назад.
И это, по мнению автора публикации, вполне объяснимо: на фоне глобального финансово-экономического кризиса у банка хватает и собственных проблем. Согласно стратегии банка до 2014 года, разработанной Грефом, хоть и предусматривается дальнейшая экспансия за границу, речь идет о выстраивании дееспособного на международной арене финансового концерна, а не промышленного конгломерата, включающего в свой состав автозаводы.
Останавливаясь на недостатках подобного приобретения для "Сбербанка", Геральд Хосп упоминает о том, что приобретение акций Opel замедлит продвижение финансового института в Индии и странах СНГ. Из-за роста неплатежеспособности в самой России "Сбербанку" грозит превратиться в "галантерейную лавку", говорится в статье.
Большим плюсом для "Сбербанка" - рыночная капитализация которого оценивается в 21 млрд евро - является, по мнению автора, то, что он располагает государственными гарантиями. Российский ЦБ, управляющий долей государства в "Сбербанке", владеет 60,3%. Недавно банк получил от государства финансовую помощь, причем в приоритетном порядке.
"Участие "Сбербанка" в консорциуме Magna для приобретения акций Opel является не столько автономным решением самого банка, сколько выражением экономической политики государства", - продолжает Хосп. При помощи мощностей Opel Москва надеется помочь погибающему отечественному автопрому. Российские власти не заинтересованы в том, чтобы второй по величине автопроизводитель "ГАЗ" Олега Дерипаски и дальше продолжал сокращать рабочие места. Для модернизации концерна не обойтись без международной помощи, отмечает корреспондент. Такого мнения придерживается и глава министерства промышленности и торговли Виктор Христенко - по всей видимости, как раз он стал движущей силой приобретения "Сбербанком" акций Opel, пишет немецкий журналист. Христенко стоит в арьергарде протекционистской политики в промышленности и выступает против вступления России в ВТО, в то время, как Греман Греф в бытность министром экономики ратовал за членство, добавляет автор.
Греф имел репутацию "экономической совести" российского правительства, критикуя растущее влияние государства в экономике. Многие его высказывания были далеки от генеральной линии Кремля. С этим обозреватель связывает и тот факт, что если во время первого президентского срока Путина Греф выполнял важные функции в качестве архитектора многочисленных экономических реформ, то ко второму сроку он превратился в одинокого противника кремлевского госкапитализма.
Удивительно, но факт: устремления олигарха Дерипаски и подконтрольного Кремлю банка выкупить чисто немецкую автомобильную марку не вызвало существенного резонанса в самой Германии. Скорее, напротив, продолжает автор: российско-канадское предложение пришлось немцам по душе больше, чем итальянское. Эту симпатию Гаральд Хосп связывает с тем, что Герман Греф не соответствует распространенному образу аппаратчика советских времен, а имеет репутацию обходительного и открытого партнера, которую он приобрел в бытность министром.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях