Die Welt | 1 июня 2009 г.
Как Ульбрихт и Хрущев договорились о Стене
Свен Феликс Келлерхофф
Обнаруженный в советских архивах протокол телефонных переговоров от 1961 года проливает свет на обстоятельства, приведшие к разделению Германии. Первый секретарь ЦК СЕПГ Вальтер Ульбрихт обсуждал по телефону с советским руководителем Никитой Хрущевым новый пограничный режим и строительство "антифашистского защитного вала". Об обнаруженных в архиве документах рассказывается в одном из материалов немецкой Die Welt.
Оригинал документа, представленного общественности на форуме в берлинском Университете имени Гумбольдта, был недавно передан Президентским архивом РФ такому же закрытому Государственному архиву современной истории ФРГ. Этот документ, продолжает автор публикации Свен Феликс Келлерхофф, был обнаружен историком Матиасом Улем во время его работы над исследованием внешней политики Хрущева - в этой связи ему был предоставлен доступ к некоторым документам.
В телефонном разговоре, сообщает издание, длившемся более 2-х часов, речь сначала шла о проблемах в сельском хозяйстве ГДР. Но затем Ульбрихт перешел к более важной теме, закрытию границы, выясняя у своего советского "патрона", какой момент будет более подходящим для этого. При этом, как следует из документа, лидер СЕПГ проявил себя ловким переговорщиком и Хрущев попался во все расставленные им сети. Ульбрихту удалось получить от советского лидера долгожданное разрешение, о котором он молил почти 11 месяцев. "Мы должны выпустить коммюнике, в котором мы бы обратились к ГДР с просьбой закрыть границы, - предложил Хрущев, - и тогда вы сделаете это по нашей просьбе. Это не внутренняя, не экономическая, а наша общая политическая задача". Именно это и произошло 13 августа 1961 года в 1 ч 11 мин, добавляет автор.
Следующее предложение Ульбрихта было заведомо лишено всякого смысла - глава СЕПГ упорно добивался от Хрущева нужных ему обещаний. "Перед проведением мероприятия мы должны объяснить, как будет выглядеть наша экономическая политика", - предложил Ульбрихт. На что Хрущев, проглотив наживку, отрезал, что при закрытии границ это объяснять ненужно, иначе это приведет к увеличению потока беженцев. "Мы даем вам одну-две недели для того, чтобы вы подготовились в экономическом плане. Затем вы созываете парламент и объявляете о сооружении постов и запрещении проезда", - добавил советский лидер. Это и решило судьбу строительства стены, резюмирует автор.
Дальнейший разговор демонстрирует, насколько далеко зашли планы по подготовке, разработанные его доверенным лицом Эрихом Хонеккером: "У нас уже готов план: выходы в домах, расположенные в Восточном Берлине, будет замурованы. В других местах будут сооружены препятствия из колючей проволоки - ее уже доставили. Все будет готово быстро". И на самом деле, пишет в заключение автор, все произошло очень быстро - и вот теперь стало ясно, когда и как было принято решение, положившее начало строительству Берлинской стены.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях