The Wall Street Journal | 1 марта 2001 г.
Имидж России за рубежом
Редакционная статья
Вот задача, которая могла бы стать достойной проверкой мастерства таких магов рекламного бизнеса, как Морис Саатчи: исправить имидж России. А точнее говоря не всей России, а ее скверной репутации в США и других странах Запада - там должны понять, что это - единственная ?реальная? проблема.
Во вторник министр печати Михаил Лесин сообщил агентству ?Интерфакс?, что России придется тратить деньги на рекламную кампанию в США для того, чтобы скорректировать ?ложь?, которую администрация США рассказывает о России доверчивым американцам. Больше всего Лесина беспокоит доклад Госдепартамента о правах человека, где перечисляются злоупотребления россиян в Чечне, и увеличение количества ограничений свободы прессы. Лесин добавил, что в течение ближайших двух недель мы увидим российские публикации, где будет дана оценка свободы деятельности средств массовой информации в Америке.
Для того, чтобы в полной мере оценить силу заявления министра прессы, стоит представить себе, как могла бы выглядеть такая рекламная кампания.
Поскольку американцы наверняка слышали о том, что Россия грозила объявить дефолт по своим долгам, в рекламном ролике можно было бы показать старую крестьянку в платке, собирающую в саду последний картофель для своей бедной семьи. В рекламу можно было бы включить цифры - приблизительно оценить расходы на поднятие запущенного российского хозяйства, какие объемы инвестиций необходимы для создания инфраструктуры, выплаты пенсий и оплаты других расходных статей. На экране мог бы появиться суровый и рациональный президент Владимир Путин, внимательно слушающий бизнесменов и простых граждан, рассказывающих ему о своей жизни. Голос за кадром: ?Разве нельзя найти лучшее применение средствам, которые Западу не очень нужны??
Можно. Вне всякого сомнения, можно найти более разумный способ тратить деньги, чем помогать России играть в игры со своими международными финансовыми обязательствами. Намекнув в начале этого года на возможность дефолта, Россия согласилась платить Парижскому клубу государств-кредиторов и даже не исключила возможность своевременного осуществления всех мартовских платежей. А потом было поставлено условие. Во вторник премьер-министр Михаил Касьянов дал понять, что если Парижский клуб действительно хочет получить назад свои деньги, 18 стран-членов сперва должны уговорить МВФ подписать программу экономических реформ для России. Сделка еще та. Если прошлое может о чем-то рассказать, то надо сделать вывод, что у России нет намерения полностью расплачиваться с Парижским клубом - и не важно, будет заключено соглашение с МВФ или нет.
Все это было предсказуемо, как снежная буря, разразившаяся в Москве в феврале. Как мы уже заметили раньше, решение России оплачивать счета в текущем году - это тактический ход, а не верность принципу. Общая сумма долга России Парижскому клубу составляет $40 млрд. В 2003 г. стране предстоит выплатить целых $18 млрд, тогда как в этом и следующем - по $13 млрд. ?Если мы не получим от МВФ ответа в текущем году, мы примем курс в направлении, которое позволит нам избежать проблемы 2003 года?, - предупредил Касьянов.
Ни в какой рекламной кампании,естественно, не будут рассказывать о таких способах расходования российских средств, как пытки в Чечне. Хотя нам могут сообщить, что действия России в этом регионе - тактика выжженной земли, превратившаяся в рэкет, которым занимается российская армия - это на самом деле контртеррористическая операция, проводящаяся с целью защитить простых россиян. Естественно, не будет ничего говориться об участившихся случаях устрашений и преследований в отношении тех журналистов, которые осмеливаются слишком открыто критиковать правительство.
Лишь некоторые знатоки знают о том, что министр печати Михаил Лесин, негодующий по поводу клеветы, от которой якобы страдает Россия - это тот же самый человек, который летом прошлого года заключал сделку о снятии обвинений с Владимира Гусинского, владельца единственного независимого российского телеканала НТВ. В обмен Лесин хотел, чтобы Гусинский отдал свой медиа-холдинг крупнейшему акционеру, гигантской государственной нефтяной компании ?Газпром?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях