USINFO | 1 марта 2004 г.
Доклад Госдепартамента США о нарушениях прав человека в России
Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда
25 февраля Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США обнародовало официальный доклад о состоянии прав человека в России за 2003 год. Предлагаем выдержки из этого доклада, полный текст которого на английском языке опубликован на официальном сайте Госдепартамента США.
Госдепартамент США подверг резкой критике ситуацию с соблюдением в России демократических правовых норм, свободы слова и СМИ, политических прав. Арест российского бизнесмена Михаила Ходорковского назван политически мотивированным шагом, нацеленным на консолидацию власти в руках президента Путина.
Соблюдение политических прав: право граждан на смену руководства страны
"В 2003 году правительство предприняло ряд мер для консолидации политический власти в руках президента Путина, - отмечается в докладе. - Арест (Михаила) Ходорковского 25 октября устранил влиятельного и состоятельного критика администрации президента Путина, который оказывал все более активное финансовое содействие оппозиционным политическим партиям, а также неправительственным организациям. Ходорковский, которому предъявили обвинения в мошенничестве в связи с приватизацией промышленных предприятий 1990-х, стал последним из богатых "олигархов", которые были центрами потенциальной политической оппозиции президенту и оппозиции в СМИ. По мнению многих наблюдателей-правозащитников, цель ареста Ходорковского - это предупреждение для других олигархов с тем, чтобы они не вмешивались в политические процессы и не оказывали независимую финансовую поддержку развитию гражданского общества. Какие бы обстоятельства ни лежали в основе действий властей в отношении таких бизнесменов, как Ходорковский, Борис Березовский и Владимир Гусинский (Березовский и Гусинский сейчас живут за границей), их устранение рассматривается многими как предостережение других потенциальных оппонентов среди экономической элиты от участия в политике и поддержке независимых СМИ".
"Явно выборочный арест и удержание по стражей известного бизнесмена Михаила Ходорковского накануне парламентских выборов вызывает серьезную обеспокоенность произвольным использованием судебной системы", - говорится в документе.
Арест Михаила Ходорковского и преследование других бизнесменов негативно повлияли на положение оппозиционных партий в России и на их провал на декабрьских парламентских выборах, считает Госдепартамент, подчеркивая, что "уголовные обвинения и угрозы ареста или действительные аресты главных финансовых сторонников оппозиционных партий и захват партийных материалов у оппозиционных партий подорвали их способность соревноваться за голоса избирателей".
"Оппозиционные партии, особенно те, которые получали финансирование от так называемых олигархов, понесли серьезные потери после начала расследования по делу ЮКОСа и ареста президента компании Михаила Ходорковского. Считается, что этот шаг, по крайней мере частично, был обусловлен той значительной финансовой поддержкой, которую он оказывал оппозиционным организациям, - указывает Госдепартамент. - Другие состоятельные покровители оппозиционных партий отреагировали на то, что сочли скрытой угрозой, значительным сокращением политического финансирования".
При оценке парламентских выборов в России Соединенные Штаты полагаются на данные международных наблюдателей, в частности ОБСЕ, которая пришла к выводу, что "электоральный процесс был организован технически хорошо, однако сопровождался широко распространенными злоупотреблениями административными ресурсами со стороны проправительственных партий, систематически необъективным освещением в СМИ и предвзятым отношением к политическим партиям".
"Хотя требования телевизионных политических дебатов и бесплатного времени для кандидатов от партий для представления их позиций были соблюдены, - пишут составители доклада, - правительство использовало усиленное давление на СМИ, особенно на электронные СМИ, чтобы продвигать пользующихся его поддержкой кандидатов в выпусках новостей и других программах. Это привело к необъективному в значительной мере освещению предвыборной кампании, с креном в пользу основной проправительственной партии "Единая Россия" и других поддерживаемых (властью) партий и против главной партии оппозиции - КПРФ: Кроме того, серьезной проблемой стала недостаточная прозрачность постэлекторального периода. По данным ОБСЕ, 14% наблюдателей на избирательных участках не представили сертифицированные копии результатов выборов. Подобное отсутствие прозрачности препятствует использованию ряда важных способов проверки точности результатов, и оно стало серьезным нарушением законодательных требований".
Также Госдепартамент ссылается на сведения КПРФ, которая, "используя альтернативную стратегию подсчета голосов, указала, что "Единая Россия", главная проправительственная партия, с помощью манипуляций с компьютерной системой, применявшейся для подсчета голосов, лишила 3 процентов голосов две либеральные партии, "Союз правых сил" и "Яблоко", что не позволило им набрать при голосовании по партийным спискам 5 процентов, необходимые для получения представительства в Думе. (КПРФ не указала, что эти манипуляции повлияли на ее собственный процент голосов.) В своем финальном докладе ОБСЕ настаивает на том, что власти должны расследовать эту жалобу".
В итоге, констатирует Госдепартамент, "в стране действует многопартийная система, однако пропрезидентская партия, которая контролирует две трети (новой) Думы, дает поддержку большинства всем приоритетам президента".
Свобода слова и СМИ
Плачевная ситуация, по мнению Госдепартамента, сложилась в России с уважением свободы слова и СМИ.
"Правительственное давление продолжает ослаблять независимость и свободу некоторых СМИ, особенно главных национальных телеканалов и региональных средств массовой информации; это привело к ликвидации последнего крупного негосударственного телеканала, однако в прессе продолжает выражаться широкий спектр мнений", - говорится в докладе.
"Конституция РФ оговаривает свободу слова и прессы, однако правительственное давление на СМИ усилилось, что вылилось в многочисленные нарушения этих прав, - подчеркивает Госдепартамент. - Столкнувшись с продолжительными финансовыми затруднениями, а также с усилившимся давлением со стороны правительства и крупных частных компаний, связанных с правительством, многие СМИ почувствовали, что за прошедший год их автономия ослабла. Используя разнообразные средства, правительство продолжило оказывать влияние на национальное телевидение и радио - самые распространенные источники информации для общества, особенно в период телевизионного освещения парламентских выборов".
Хотя правительство в целом выказывает уважение к свободе слова, эта установка не всегда распространяется на такие вопросы, как поведение российских сил в Чечне, религиозные дискуссии и критика президента и правительства. В частности, Госдепартамент ссылается на реорганизацию ВЦИОМа, независимого и коммерчески жизнеспособного государственного агентства по проведению опросов общественного мнения. Смена совета директоров ВЦИОМа, который теперь состоит в основном из чиновников министерств, стала, по мнению многих наблюдателей, "попыткой уничтожить независимый источник информации, представляющий рейтинги политических партий и отражение общественного мнения по войне в Чечне".
Также Госдепартамент указывает на отмену в октябре 2003 года одним из московских кинотеатров независимого кинофестиваля, посвященного Чечне, - "как предполагается, из-за опасения, что эти фильмы оскорбят Кремль. Директор Центра Сахарова, один из организаторов фестиваля, обвинил российские власти в давлении на руководство кинотеатра с целью отменить мероприятие".
"Пять или шесть национальных и более 20% из 35 тыс. зарегистрированных региональных газет и периодических изданий остаются в частных руках. Однако правительство пытается влиять на тон независимых изданий. Лишь четверть из 750 телеканалов страны остается в частных руках, и правительство косвенно оказывает воздействие на большинство частных компаний, так как является совладельцем федеральных коммерческих и региональных структур, включая газовую монополию "Газпром" и нефтяную компанию "Лукойл", которые, в свою очередь, владеют крупными долями в медийных компаниях, - сообщается в докладе. - Государству принадлежит телеканал "Россия" (РТР) и большая часть Первого канала (ОРТ), опосредованно - через "Газпром", в котором правительство владеет контрольным пакетом акций в 38%, - оно влияет на известный телеканал НТВ. Оно также владеет крупными радиостанциями "Радио "Маяк" и "Радио России", и новостными агентствами Итар-ТАСС и РИА "Новости".
Самое откровенное влияние правительство оказывает на подконтрольные государству СМИ, полагает Госдепартамент США, отмечая, что "в 2002 году руководству телеканала РТР были предложены "принципы" для ведущих и отдельных репортеров с указанием, каких политиков они должны поддерживать, а каких критиковать. Критика президентской политики не поощрялась и даже запрещалась. По словам корреспондентов, иногда высокопоставленные менеджеры просили их получить одобрение высшего руководства на репортажи, касающиеся определенных политических тем, до эфира, и негатив часто отвергался. Время от времени высокопоставленные чиновники президентской администрации жаловались руководству РТР на репортажи, в которых, по их мнению, прозвучала критика в адрес президента".
"За год правительство расширило свой контроль над телеканалом НТВ, когда-то принадлежавшим Владимиру Гусинскому, но в 2001 году взятым под контроль "Газпром-Медиа", медийным отделом правительственной газовой монополии "Газпром": Хотя НТВ сохранило относительно сбалансированный подход к новостям, аналитики указывают, что изменения в руководстве телеканала сделали его более уязвимым для давления со стороны правительства".
Отношение правительства к российским и международным неправительственным организациям, занимающимся вопросами соблюдения прав человека и расследованием фактов их нарушения
Ранее большинство российских и международных неправительственных организаций не сталкивались в России с какими-либо барьерами, свободно расследовали проблемы соблюдения прав человека и выступали с открытыми комментариями, не подвергаясь вмешательству правительства или каким-либо ограничениям, отмечает Госдепартамент. Однако в 2003 году в Москве атакам подверглись три самых известных неправительственных организации.
В ноябре налоговая полиция начала аудит "Открытой России", неправительственной организации, созданной бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, что, по опасению наблюдателей, является лишь первым шагом к расформированию организации.
7 ноября был проведен рейд в московских офисах Фонда Сороса Институт "Открытое общество". Как сообщалось в прессе, десятки людей в камуфляже унесли с собой документы и компьютерные данные о работе за 15 лет. Хотя рейд был проведен частной охранной фирмой (предположительно, по заказу бизнесмена, с которым у фонда продолжается правовой спор), некоторые наблюдатели сочли эту акцию организованной правительством. Решение суда по спорам о собственности, как ожидается, будет вынесено в начале весны 2004 года, и это определит будущее Фонда Сороса в стране.
25 декабря директор Центра Сахарова в Москве был официально уведомлен о том, что дело против него в связи с организацией в январе провокационной выставки религиозного искусства в Центре Сахарова передается в суд. Это дело стало свидетельством возрастающего влияния Русской Православной Церкви и враждебной атмосферы, которая сложилась в обществе.
Госдепартамент приходит к выводу, что "в целом, самым серьезным правительственным преследованиям подверглись неправительственные организации, занимающиеся проблемами Чечни, прав человека и окружающей среды".
Произвольное или незаконное лишение жизни
"Подтвержденной информации о политических убийствах, совершенных правительственными агентами, нет", - отмечается в докладе, однако упоминается ряд убийств известных фигур, которые могут быть "политически мотивированными - либо в связи с продолжающейся войной в Чечне, либо в связи с политикой".
Это убийство известного депутата Госдумы и сопредседателя партии "Либеральная Россия" Сергея Юшенкова и члена Госдумы и замредактора "Новой газеты" Юрия Щекочихина. Сергей Юшенков был "жестким критиком путинской администрации по многим вопросам и соперничал за верховенство в собственной партии". "По мнению некоторых наблюдателей, профессионально исполненное убийство было политическим", - пишет Госдепартамент.
Юрий Щекочихин "скончался при загадочных обстоятельствах: Вместе с Юшенковым он начал расследовать обвинения ФБС в организации серии взрывов в жилых домах в 1999 году. В декабре "Яблоко" начало независимое расследование смерти Щекочихина".
Отказ в открытом общественном суде
Серьезную обеспокоенность США вызывает "большое влияние ФСБ и произвольное применение судебной системы" при проведении закрытых судов, в частности по делам Михаила Трепашкина, адвоката и бывшего чиновника ФСБ, который был арестован в октябре и обвинен в раскрытии государственной тайны и незаконном владении пистолетом и боеприпасами, и Игоря Сутягина, эксперта по разоружению Института США и Канады, который был задержан в 1999 году по подозрению в шпионаже.
Трепашкин служил консультантом независимой парламентской комиссии, во главе которой стояли Сергей Юшенков, убитый в апреле, и Сергей Ковалев, известный правозащитник. При помощи Трепашкина комиссия расследовала предположения об ответственности ФСБ за серию взрывов жилых домов в 1999 году, в которых обвинялись чеченцы и которые послужили частичным оправданием возобновления вооруженного конфликта с чеченскими боевиками. Октябрьский арест Трепашкина произошел спустя месяц после того, как в свет вышла книга, в которой рассказывалось о причастности ФСБ ко взрывам, и за неделю до того, как он должен был выступать в суде, представляя интересы родственников одной из жертв взрывов. После ареста Трепашкин написал письмо, в котором описал ужасные условия содержания в камере.
"Власти отказали в надлежащих правовых процедурах" по делу Сутягина, который уже пятый год сидит в тюрьме без суда. В декабре 2001 года суд Калуги постановил, что доказательства, представленные прокуратурой, не поддерживают выдвигаемых против Сутягина обвинений, и вернул дело в прокуратуру для более полного расследования.
Процессы по этому и нескольким другим делам о "шпионаже" проходят за закрытыми дверями, и подсудимые и их адвокаты сталкивались со сложностями выяснения деталей обвинения. Наблюдатели полагают, что ФСБ пыталось воспрепятствовать россиянам и иностранцам расследовать проблемы, которые силы безопасности считают деликатными. Наблюдатели выражали озабоченность откровенно сильным влиянием сил безопасности.
Произвольное вмешательство в частную жизнь и корреспонденцию
В 2003 году власти продолжили посягать на право своих граждан на неприкосновенность частной жизни. Были сообщения о том, что правительственные чиновники и другие лица ведут электронное наблюдение без разрешения суда. Правоохранительные органы в Москве неоднократно вторгались в дома и другие здания без ордеров. Сообщений о действиях правительства в отношении властей, нарушивших эти принципы, не было.
В 1999 году от компаний, предоставляющих доступ в интернет, потребовали установить за собственный счет устройства, которые перенаправляют весь трафик клиентов в терминал ФСБ. Провайдеры, которые не подчиняются этим требованиям, либо теряют лицензию, либо им отказывается в возобновлении лицензии. В то время как авторы этой системы - СОРМ-2 (системы оперативно-розыскных мероприятий) - утверждали, что она не нарушает Конституцию или Гражданский кодекс, так как ФСБ для осуществления перекачки трафика требуется разрешение суда, механизмов, предотвращающих несанкционированный доступ ФСБ к трафику или частной информации без ордера, нет.
В 2000 году министр связи Леонид Рейман издал указ, согласно которому от ФСБ больше не требуется предоставлять телекоммуникационным компаниям и частным лицам документацию в обоснование получения доступа к информации. Активисты-правозащитники полагают, что этот указ лишь формализовал существующую практику, применяемую с момента запуска СОРМ.
В доктрине информационной безопасности Российской Федерации, которую президент Путин подписал в 2000 году, говорится, что у правоохранительных органов должны быть более широкие полномочия в реализации СОРМ при контроле телефонных, мобильных и беспроводных средств коммуникации. Правозащитники продолжают настаивать на том, что офицеры спецслужб, включая власти на высшем уровне МВД и ФСБ, использовали полномочия своих служб для сбора компрометирующего материала на политические и общественные фигуры в качестве политической гарантии и для устранения соперников. Они обвиняют представителей этих служб, находящихся на активной службе и на пенсии, в сотрудничестве с коммерческими и криминальными организациями с этой же целью:
Чеченский кризис
"Действия правительства оставляют желать лучшего в продолжающейся борьбе с сепаратистами в Чечне, где федеральные силы безопасности не проявляют уважения к основным правам человека. Имеются достоверные сообщения о серьезных нарушениях, включая доклады о беззаконных убийствах, ущемлении правительством и чеченскими боевиками гражданского населения. Появлялись сообщения о причастности и правительства, и повстанцев к политически мотивированным исчезновениям людей в Чечне", - отмечает Госдепартамент, добавляя, что временами "вооруженные силы применяли чрезмерную силу: в районах со значительным гражданским населением, что привело к многочисленным жертвам".
После начала второй войны в Чечне в октябре 1999 года "федеральные власти - и военные, и гражданские - ограничили доступ журналистов в военную зону. Большинство российских журналистов и редакторов вынуждены применять самоцензуру и избегать тем, неугодных правительству, в отношении конфликта. С ограничением доступа в регион столкнулись и наблюдатели-правозащитники. Эти ограничения сильно затруднили независимое наблюдение за обстановкой и проверку сообщений и сократили число ценных источников информации о конфликте".
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унизительные методы обращения с задержанными
В 2003 году "представители сил безопасности, особенно в аппарате министерства внутренних дел, продолжили совершать многочисленные и серьезные нарушения прав человека. Имеются достоверные сообщения о частом применении правоохранительными органами пыток, насилия и о других типах жестокого или унизительного обращения (c задержанными), и зачастую эти действия оставались безнаказанными".
Госдепартамент указывает, что "сотрудники правоохранительных органов часто используют подобную практику для выбивания признаний у подозреваемых" и что "за подобные действия правительство не привлекает служащих к ответственности. Поскольку пытки упоминаются только в Конституции, а в законодательстве и Уголовном кодексе упоминания о них нет, обвинить преступников бывает сложно. Единственное обвинение, которое прокуратура может предъявить милиции, это превышение полномочий или простое оскорбление личности".
Другие нарушения прав человека в России
В числе других проблем соблюдения прав человека в России Госдепартамент указывает на дедовщину в вооруженных силах, условия содержания в тюрьмах, создающие "угрозу для жизни", ограничения на передвижение граждан и институт прописки, ограничение свободы вероисповедания, этническую дискриминацию и др.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях