The New York Sun | 1 марта 2007 г.
Апокалиптежаду нужен сигнал
Дэниел Джонсон
Через два дня после того, как Махмуд Ахмадинежад, который поклялся уничтожить Израиль, объявил, что у иранской ядерной программы "нет заднего хода", администрация Буша, похоже, сама дала задний ход. Несмотря на заявленную политику отказа от переговоров с Ираном и Сирией, Госдепартамент сигнализировал, что американские чиновники проведут переговоры с представителями обеих стран во время проведения в Ираке двух региональных конференций, в марте и апреле.
В Европе этот политический сдвиг неизбежно воспринимается как унижение для президента Буша. "Это позорное отступление американского правительства", - написала Daily Telegraph, которая, тем не менее, приветствовала этот шаг. Многие европейские правительства напуганы наращиванием американской военной мощи в Персидском заливе. Худшим сценарием им видится американский или израильский авиаудар по иранским ядерным объектам. Многие демократы и некоторые республиканцы в конгрессе США - Ахмадинежад благосклонно называет их "разумными людьми в Вашингтоне" - явно согласны с этим.
В действительности есть много куда худших сценариев, чем авиаудар по Ирану, даже не учитывая того, который иранский президент называет своим лучшим сценарием - конец света во имя уничтожения неверных. Давайте рассмотрим менее драматичный, но более реалистичный сценарий.
Иран ведет переговоры с Америкой, и муллы наслаждаются зрелищем Кондолизы Райс в хиджабе, курсирующей между Вашингтоном и Тегераном, в то время как эскадры военных кораблей выведены из Персидского залива, а Израиль подкупом заставили молчать. К мягким санкциям ООН режим относится как к невостребованному письму, и Иран имеет возможность наращивать свой противозаконный импорт ядерных материалов и технологий.
В подходящее для американских президентских выборов время Иран без предупреждения проводит ядерные испытания, и Ахмадинежад, ликуя, объявляет, что теперь у Ирана есть ядерные вооружения и средства доставки, способные достичь Европы. Египет, Саудовская Аравия, Турция и Сирия объявляют, что они тоже вступают в ядерный клуб.
Иран уже купил у России ракетные оборонительные системы, призванные сдержать американскую или израильскую атаку. В этом году Путин и Ахмадинежад встречаются в Кремле, чтобы подписать пакт о взаимной обороне: атаку на одно из государств другое будет рассматривать как акт агрессии. Пакт Путина - Ахмадинежада дает Ирану возможность ускорить свою ядерную программу, а также создает энергетический картель, контролирующий значительную часть поставок газа и нефти в Европу. Высокие энергетические цены позволяют России вернуться к советскому уровню военных расходов и начать новую гонку вооружений в Европе. Порожденная этим фактом трансатлантическая напряженность ставит НАТО на грань распада.
Тем временем Иран приобретает все большее влияние на правительство Ирака. За уходом британцев следует уход американцев, окончательно убеждающий иракцев, что Западу нельзя доверять. Президент Хиллари Клинтон и вице-президент Обама избраны с программой спасения бегством, но поспешный вывод коалиционных войск из Ирака имеет следствием создание там иранского марионеточного режима, гражданскую войну и иранскую интервенцию. Оставив в стороне первоначальную коалицию желающих, ООН соглашается на "ливанизацию" - по сути, аннексию - Ирака Ираном.
С возвышением исламистов на Ближнем Востоке Израилю грозит война на несколько фронтов. "Хизбалла" и "Хамас" объединяют силы с Ираном, Сирией и новым правительством Египта во главе с "Братьями-мусульманами". Америка беспомощно наблюдает, как угроза ядерной атаки со стороны Ирана связывает руки Израилю. Многие европейцы смотрят сквозь пальцы, как Израиль подвергают войне на выживание.
Между тем "Аль-Каида" объявляет, что теперь у нее есть радиоактивные "грязные" бомбы, химическое и биологическое оружие (это вызывает подозрения, что до падения Саддама оно находилось в его арсенале). Человек, выдающий себя за Усаму бен Ладена, предъявляет ультиматум: если войска НАТО не уйдут из Афганистана, крупные города в Европе и Америке станут необитаемыми.
Европейцы, за исключением британцев, пакуют чемоданы и бегут. Пакистанского президента Мушаррафа свергают, и ему на смену приходит режим, тесно связанный с "Талибаном". "Исламская бомба" теперь в руках исламистов.
Не стоит и говорить, что глобальный джихад не ослабевает в то время, как Запад заставляют шаг за шагом отступать с позиции доминирования, достигнутой к 2003 году. Все это может произойти так, что Ирану даже не понадобится применять свое ядерное оружие. Возможно, именно это имеет в виду Ахмадинежад, когда заявляет, что Иран "не представляет угрозы" Израилю и Западу. Иран может вызвать хаос, просто заполучив бомбу.
Я не прошу прощения за катастрофические пророчества. Ставки высоки как никогда. Если администрация Буша всерьез думает о переговорах с Ираном, Райс должна вступить в эти переговоры, имея в виду лишь одну цель - обезвреживание иранской атомной часовой бомбы. Сесть за стол с Ираном - уже уступка, и она должна быть последней. Буш должен использовать свои встречи, должен сигнализировать Ирану, что о нем не забудут. Ведь в действительности я сомневаюсь, что Апокалиптежад проявит сдержанность, описанную в изложенном сценарии. Если у него появится и бомба, и средства ее доставки, все в Израиле знают, что будет дальше. Дальше - тишина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях