Süddeutsche Zeitung | 1 мая 2008 г.
Умереть подешевле
Шарлотте Франк
Все больше людей завещает свои тела науке
Редко бывает так, чтобы на хорошее дело жертвовали больше, чем необходимо - а если и бывает, то, в лучшем случае, это оказываются пироги на встрече выпускников или поношенная одежда для нуждающихся. Однако на этот раз ситуация оказалась благоприятной для Фридриха Паульсена, и он имеет полное право сказать: "Предложений от потенциальных жертвователей много больше, чем фактическая потребность". Паульсен входит в правление Анатомического общества и говорит о людях, которые после смерти хотят предоставить свои тела науке - для исследований и обучения студентов.
Подобных предложений сейчас столько, что ограничивать наплыв желающих вынуждены многие медицинские факультеты. Примерно две трети из них даже требуют деньги за пожертвование - причем, надо заметить, от самих жертвователей. И это несмотря на то, что подобные дары необходимы для образования студентов, для практического ознакомления с анатомией человека на трупах. "Жертвование тела всегда было служением обществу", - говорит Паульсен. Тем не менее, университет Виттенберг-Галле, где он работает и преподает анатомию, тоже требует от завещателей деньги в размере 750 евро. "Это еще на уровне нижней границы", - говорит он. Разброс сборов по Германии составляет от 600 до 1200 евро, что, однако, ни в коем случае не является признаком жадности.
Дело скорее в том, что после отмены в 2004 году пособия на погребение на университеты таким образом перекладываются высокие расходы на похороны. Пособие (перед отменой - 525 евро, до 2003 года - в два раза больше) выплачивалось больничными кассами. В случае завещания тела науке оно направлялось непосредственно в вузы, и за этот счет университеты, хотя бы частично, могли покрыть издержки на погребение. Однако с 2004 года вузы остались один на один со своими затратами. Они в Германии высоки: в среднем погребение обходится в 4000 евро. Это много не только для вузов, но и для умирающих. Тот, кто жертвует свое тело науке и отдает при этом от 600 до 1200 евро, не только делает доброе дело, но еще и экономит приличную сумму.
Все же Йоахим Кирш, профессор из Гейдельберга, подчеркивает: "Никто не завещает свои тела исключительно из финансовых соображений. Альтруизм все еще играет свою роль". Экономический мотив присутствует скорее у родственников, которые пытаются склонить к такому шагу своих тяжелобольных родственников. "Мы, конечно, этого не приемлем", - говорит он. Да и в остальном в вузе, где работает Кирш, действуют строгие правила. Поскольку Гейдельбергский университет входит в число вузов, которые не требуют денег от завещателей, число последних ограничивается необходимым минимумом. Поэтому жертвователями могут выступать только местные жители, кроме того, заявления от них принимаются всего лишь три дня в году.
На факультетах, которые требуют от жертвователей оплаты, принимаются заявления от всех кандидатов, в большинстве случаев даже тогда, когда очевидно, что по причине изнурительной болезни или наличия опухоли тело не может служить объектом для препарирования. В Университете Любека по этическим причинам тоже никому не отказывают. Туда ежегодно поступают заявления примерно от 130 жертвователей при необходимом минимуме в 50. Поэтому университету регулярно приходится хоронить больше тел, чем нужно для обучения студентов. Соответственно, он требует за каждое пожертвование по 1050 евро. Впрочем, погребение осуществляется не в Любеке, а в соседнем Гросс-Гренау. Цены на тамошнем кладбище ниже.
Также по теме:
Ватикан: похороны лучше, но при необходимости можно развеять прах по ветру (The Times)
Холодные трупы спасают планету (The Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях