The New York Times | 1 мая 2014 г.
Украина заявляет, что боевики завоевали Восток
Элисон Смейл и Эндрю Рот
"Эта модель уже хорошо устоялась", - повествует The New York Times. "В каком-нибудь городе на востоке Украины вооруженные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, в масках, штурмуют административное здание, имеющее большое символическое значение, выгоняют всех, кто еще находится в здании, завладевают оружием и боеприпасами, возводят баррикады и провозглашают себя правителями "народной республики". Неясно, кто главный и как организовано ополчение", - пишут журналисты Элисон Смейл и Эндрю Рот. В результате пророссийские боевики фактически контролируют значительную часть региона.
В районах Донецка и Луганска они отражают все попытки правительственных сил восстановить власть Киева. В среду и.о. президента Украины Турчинов признал то, что, по мнению газеты, "давно уже очевидно": полиция и силовики утратили контроль.
По-видимому, конфликт входит в новую, более опасную фазу, заключает газета. Пока неясно, что дальше - прочное расчленение Украины или переход востока под контроль России и президента Путина.
В любом случае, захват зданий работает на то, что аналитики называют "краткосрочной целью Путина", - а именно, на дестабилизацию, чтобы планы сепаратистов провести референдум 11 мая помешали Украине провести президентские выборы 25-го.
Россия категорично отрицает, что способствует волнениям, но госсекретарь США Керри и другие заявляют, что агенты Кремля организуют и снабжают пророссийские ополчения, состоящие из граждан Украины, а также руководят ими.
"Присутствие 40 тыс. российских военных по ту сторону границы тоже усугубляет нестабильность, тем более что Россия неоднократно предостерегала: она вмешается в ситуацию на Украине, если там возникнет угроза для безопасности этнических русских. Утверждение всеобъемлющее, оно может оправдать вторжение чуть ли не в любой момент", - говорится в статье.
Но пока во вторжении нет необходимости, считают авторы. По мнению Запада и украинских официальных лиц, Россия добилась своего - спровоцировала хаос.
"Большая загадка", состоятся ли президентские выборы и будут ли их результаты действительными, если некоторые области на востоке не примут участия, говорит Ольга Айвазовская, один из основателей независимой организации "Опора", которая занимается мониторингом выборов и соцопросами.
Ни санкции против России, ни визит Обамы в Польшу, намеченный на июнь и призванный успокоить восточноевропейских союзников, не остановят боевиков на востоке Украины, отмечает газета. В Донецке они заявляют, что проведут референдум 11 мая. "В Луганске вооруженные люди во вторник захватили горадминистрацию и объявили, что намерены присоединиться", - пишут авторы.
"Для Путина дезинтеграция - гарантия того, что Украина не сможет прочно войти в Запад через вступление в НАТО или ЕС. Это было бы созвучно его стратегии в Грузии и Молдавии, где российские войска занимают небольшие части стран, а Москва оставляет статус анклавов в подвешенном состоянии: не уходит, но и не претендует на них как на российскую территорию", - говорится в статье.
Айвазовская говорит, что нервы на пределе: "Вечером ложишься спать, гадая, уж не проснешься ли в другой стране".
"В каком-то смысле для Путина обстановка, похоже, не более определенная. Как обнаружили лидеры Сербии и Хорватии во время балканских войн 1990-х, едва местные жители, которым поручено дестабилизировать свою территорию, получают оружие, деньги и хоть какой-то вес, как боевики могут выскользнуть из-под контроля своих покровителей", - говорится в статье.
Так, в среду Путин намекнул, что европейцев, которые оказались в плену в Славянске, могут освободить. "Самопровозглашенный мэр Славянска дал ответ через сайт немецкой Bild: "У нас пока не было никаких контактов с Москвой, а мы здесь подчиняемся не Путину, а Донецкой народной республике", - пишет газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях