The Times | 1 ноября 2000 г.
Брошенные королем
Майкл Биньон
Озадаченные, разгневанные и напуганные мать и сестры последнего российского царя до самого конца надеялись, что Великобритания спасет обреченную царскую семью - они ждали, что их вывезут на британском военном корабле. Однако Великобритания действовала излишне медлительно. Царь - двоюродный брат Георга V - был расстрелян вместе с семьей в Сибири в подвале дома в июле 1918 года. Это была кровавая кульминация революции, положившей конец династии Романовых, правившей более 300 лет; это была первая вспышка красного террора, терорра, охватившего впоследствии все пространство бывшей Российской империи и превратившего коммунизм в фактор, определивший почти всю историю 20-го века.
Можно утверждать, что российская революция стала важнейшим историческим событием после Великой Француской. Она потрясла правительства и монархии по всему миру, более чем на 70 лет разделив его на два идеологических лагеря. Она нашла отклик даже в самых отдаленных уголках Азии, Африки и Латинской Америки.
И все же только теперь, более 80 лет спустя после смерти царя, Россия и остальной мир узнали подробности того, что произошло в те бурные революционные годы. С того момента, когда солдаты ворвались в подвал Ипатьевского дома в Екатеринбурге и открыли огонь по царю, царице, четырем дочерям, больному сыну, врачу и личным слугам, и вплоть до краха коммунистической системы эти убийства были окутаны туманом и на них было наложено табу.
Сами тела более 60 лет лежали в неглубоких ямах в соседнем лесу, где их наспех зарыли. Тщательное и тайное расследование, проведенное двумя историками еще в советские времена, позволило в 1978 году обнаружить эти тела, однако в течении последующих 12 лет ни один из них не решился раскрыть этот важнейший секрет. И только благодаря новым научным исследованиям с помощью анализа ДНК удалось идентифицировать останки членов бывшей царской семьи. Тем не менее поместить их в склеп в Санкт-Петербурге рядом с их предками удалось лишь в 1998 году.
Даже сейчас, спустя многие годы после тех событий, они все еще находят отклик как в России, так и за ее пределами. Этим летом РПЦ провозгласила Николай II святым. Становятся достоянием гласности все новые архивы, написаны новые книги о царе, его семье, Распутине и их судьбе.
Однако из всех этих фильмов, книг и переоценок деятельности трагической династии люди так и не могут понять, что значительной части Романовых, включая двух сестер Николая и его мать-датчанку, удалось спастись. Они уехали на Запад в числе тысяч представителей российской аристократии и жили воспоминаниями в западных столицах. Про них постепенно забывали.
В одном из наиболее важных документов, ранее хранившихся в тайне, подробно рассказывается о перенесенных страданиях и бегстве ближайших родственников царя. Этот документ стал известен "The Times".
Согласно недавно обнаруженным письмам и бумагам, принадлежащим Великой княгине Ксении - младшей сестре Николая II, которая нашла убежище в Англии - семья российского царя не могла понять, почему Георг V не предпринял более активных усилий, чтобы вырвать своего кузена Николая из рук большевиков. К тому времени, когда Великобритания направила в Крым военный корабль, чтобы эвакуировать мать и сестер царя, Николай, Александра и их дети были уже расстреляны. Ксения, в возрасте 19 лет вышедшая замуж за двоюродного брата своего отца Великого князя Александра Михайловича, остаток своей жизни провела в изгнании в Англии.
Спустя 40 лет после ее смерти, огромный исторический архив, включающий более 400 предметов, рассказывающих о событиях, происшедших с момента, непосредственно предшествовавшего свадьбе ее родителей в 1865 году, до ее смерти в 1960 году, стал достоянием гласности. Он проливает новый свет на безуспешные попытки царской семьи поднять страну против большевиков, возникшее у них чувстве опустошения после появления слухов о казни царя в Сибири, рассказывает о сильном беспокойстве за судьбу своих российских родственников, которое испытывали европейские монархи.
Никто не испытывал большего беспокойства, чем Мария, известная как Миси (речь идет о внучке королевы Виктории и королеве Румынии). Она отправила несколько писем курьером в Крым (это было во время гражданской войны в России), где укрылись вдовствующая императрица - 71-летняя мать царя Мария Федоровна - и ее сестры Ксения и Ольга: фактически они находились там под домашним арестом, поскольку войска большевиков неуклонно приближались с севера.
В сентябре 1918 году Миси писала Ксении (письмо написано по-английски: этот язык обычно использовался потомками королевы Виктории, несмотря на сильное германское влияние): "Мысль о Ники наполняет меня безграничным возмущением и печалью. А что произошло с этой несчастной, Алекс (царицей Александрой), которая так часто была причиной всех твоих несчастий! Жив ли маленький Алексей? Что с девочками; где все они? Было бы слишком фантастично ждать, что все это прекратится и вернутся прежние счастливые дни".
Но уже в момент написания этого письма тела царя и всех членов его семьи были наполовину сожжены, свалены в кучу и поспешно закопаны в лесу в окрестностях Екатеринбурга.
Миси просила также сообщить какие-нибудь новости о других членах царской семьи - некоторые из них сумели спастись, хотя другие, включая четырех великих князей, были арестованы и расстреляны. Она пожаловалась, что ничего не слышно от ее сестры Виктории, которая была замужем за кузеном царя Кириллом. На самом деле им обоим удалось убежать в Финляндию. Миси чувствовала себя одиноко в Румынии, всеми фибрами своей души испытывая неприязнь к германскому влиянию.
Два месяца спустя Миси получила новости из Крыма и быстро написала ответ, призвав Ксению уехать оттуда. К тому времени Красная Армия была уже близко. Советское правительство уже заключило мир с Германией, однако ситуация была запутанной: немцы готовились уйти из России, а западные союзники готовились начать интервенцию, чтобы оказать помощь белым.
"Мы очень беспокоимся за вас, поскольку, вероятно, наступил самый опасный момент, когда немцы уходят, а союзники еще не прибыли", - писала Миси. Всей семье следовало бы как можно скорее покинуть Россию. Однако она понимала, что главная проблема состояла в том, чтобы убедить старую царицу покинуть страну, которая стала ее домом, с тех пор как она - датская принцесса - 50 лет назад вышла замуж за будущего царя.
Другие тоже беспокоились, как заставить царскую семью уехать из России - и больше всех Георг V, который чувствовал вину за то, что ранее отказал в убежище своему кузену Николаю.
Из Румынии Миси призвала членов своей семьи оставить свой большой летний дом Ай-Тодор (неподалеку от Ялты)и довериться канадцу полковнику Бойл ("удивительный человек, которых один на тысячу"). По ее словам, он поможет им уехать в Румынию, где они будут в безопасности.
Великая княгиня Ксения не сохранила копии своих ответов. Однако всего через несколько недель Миси отправила еще одно письмо, в котором сообщала, что события развиваются стремительно. Настало время покинуть Россию. Страна уже была охвачена гражданской войной.
Полковнику Бойлу не удалось вывезти семью в Румынию. Мать и сестры царя были вынуждены еще пять месяцев ждать своего спасения. В это время в Крыму установилась суровая зима; Красная Армия захватила Украину и старая императрица направила в Лондон, своей сестре королеве Александре, телеграмму, в которой написала, что жизнь стала слишком невыносимой. В конце концов Великобритания отправила в Крым военный корабль "Мальборо". Его капитан Чарльз Джонсон вез предложение Георга V об убежище и письмо Александры, в котором она умоляла сестру покинуть Россию.
Однако, как пишет Корин Холл в жизнеописании Марии Федоровны, старая императрица тянула до последнего момента, говоря, что ее долг остаться. Она настаивала, чтобы вместе с ней захватили всех слуг, свиту и пару десятков беженцев. Затем она захотела помолиться в небольшой местной церкви, несмотря на слухи, что все уже окружено большевиками. В конце концов семья проследовала на берег, где капитан Джонсон распорядился, чтобы их подняли на борт. Как рассказывает Холл, корабль взял курс на Ялту с 19 членами царской семьи, прислугой, собаками и домочадцами. Кроме того, на борту были 1170 человек экипажа, 200 тонн багажа и драгоценности.
Как только стемнело, "Мальборо" в остановке секретности бросил якорь у Ялты. Воцарилась паника. Потеряв самообладание, тысячи людей пытались вскарабкаться на борт, спасаясь от большевиков. Они умоляли старую императрицу спасти их. Она не могла им помочь. И когда корабль проходил мимо императорского Ливадийского дворца, где они с сыном Николаем не раз отдыхали летом, императрица стояла на палубе, провожая прощальным взглядом страну, в которой она прожила 52 года.
Капитан Джонсон отправил в Лондон телеграмму следующего содержания: "Докладываю, что 11 апреля 1919 года ее высочество Великая княгиня Ксения Александровна отплыла из России на корабле "Мальборо". Ксения сохранила эту телеграмму - как и сотни фотографий своей семьи, которые были сделаны в более счастливые времена. Они добрались до Константинополя и проследовали дальше на Мальту, где пересели на корабль "Лорд Нельсон". 29 апреля, как следует из очередной телеграммы капитана, они взяли курс на Лондон, который стал местом их постоянного изгнания.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях